Почти через год после начала кризиса российские власти стали лучше понимать его характер. Об этом сообщил в начале недели министр финансов РФ Алексей Кудрин. «Я думаю, что у нас есть запас прочности, чтобы пройти ближайшие годы», — обнадежил он. По мнению Кудрина, уровень ВВП восстановится через четыре — пять лет. В течение этого периода расходы государства будут превышать его доходы. При этом масштабный спад, пережитый экономикой в текущем году, уже в будущем году сменится ростом, правда, небольшим — всего на 1%. Однако и это неплохо, если учесть, что ранее прогнозировалась стагнация.
Министр финансов также не видит причин для девальвации рубля и выступает против подобных операций — по крайней мере, до тех пор, пока держатся высокие цены на нефть. А в последние дни они не опускаются ниже $70 за баррель, и, как полагает Кудрин, эти рубежи черное золото не отдаст как минимум до середины следующего года. «Курс рубля должен отражать фундаментальные показатели развития страны», — подытожил министр.
Очевидно, что заявление Кудрина стало ответом на недавнее выступление президента Ассоциации региональных банков России, депутата Госдумы Анатолия Аксакова, который предложил резко девальвировать национальную валюту, чтобы помочь вздохнуть российской экономике и дать импульс для развития промышленности. «Не надо тратить золотовалютные резервы на поддержку курса рубля: это неэффективно и неправильно», — сообщил депутат в своем блоге. По его мнению, девальвация рубля даст толчок для развития экономики, как это было в начале 2000-х гг., после кризиса 1998 года.
На заявление Аксакова валютные рынки отреагировали снижением курса рубля по отношению к бивалютной корзине, а сам он за свое смелое высказывание может поплатиться местом в Национальном банковском совете, членом которого является. Представители «Единой России» выступили с призывом отозвать строптивого депутата из НБС. Такое решение может быть принято уже в сентябре, сообщил РИА «Новости» член банковского комитета палаты, член НБС Павел Медведев, пояснив, что представитель совета должен быть очень сдержанным и двадцать раз подумать, прежде чем сделать заявления.
Стоить отметить, что далеко не все эксперты разделяют позицию руководителя Ассоциации региональных банков. Но многие аналитики согласны с версией о неизбежности девальвации. Такой точки зрения придерживается, например, президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. Практически накануне выступления Аксакова он высказал предположение, что как раз возглавляемый Кудриным Минфин заинтересован в резком снижении курса рубля, поскольку это позволит растянуть на более длительный срок золотовалютные резервы, номинированные в евро и долларах. А вот Центробанк девальвации не хочет, так как отвечает за состояние банковской системы, у которой долги в тех же евро и долларах, а доходы — в рублях. В результате имеет место конфликт ведомств. Но если принудительной девальвации рубля не случится, а высокие цены на нефть позволят поддерживать соответствующий курс национальной валюты, она все равно может рухнуть будущей весной. Только к тому моменту у страны уже практически не останется резервов.
Мария ТРИФОНОВА