Банки начали выдавать кредиты под госгарантии. В четверг ВТБ сообщил о том, что предоставил средства первым трем компаниям на условиях государственных гарантий. Поначалу банки не стремились поддерживать реальный сектор кредитами, ссылаясь на неэффективный механизм выделения госгарантий. В результате президенту и премьер-министру России пришлось вмешаться и даже лишить руководителей госбанков отпуска.
ВТБ выдал первые кредиты компаниям, которым предоставлены государственные гарантии: ОАО «КАМАЗ» — первый транш кредита в размере 2,9 млрд рублей, ОАО «Соллерс» — кредит на 1 млрд рублей, ОАО «Соллерс-Набережные Челны» — кредит на 700 млн рублей. Об этом сообщила в четверг пресс-служба банка.
«Несмотря на внушительные средства, выделенные на поддержку предприятий, банки не торопились выдавать кредиты под госгарантии»
Сумма госгарантии по кредиту КАМАЗу составляет 1,45 млрд рублей, по кредиту ОАО «Соллерс» — 500 млн рублей, по кредиту ОАО «Соллерс-Набережные Челны» — 350 млн рублей, отмечает РИА «Новости».
В бюджете на 2009 год под госгарантии было заложено 300 млрд рублей: 100 млрд рублей по кредитам, привлекаемым стратегическими предприятиями ОПК, и 200 млрд рублей по кредитам других предприятий. Однако, несмотря на внушительные средства, выделенные на поддержку предприятий, банки не торопились выдавать кредиты под госгарантии.
Например, несколько месяцев назад зампред Сбербанка Бэлла Златкис заявила, что банки не смогут предоставлять кредиты предприятиям под государственные гарантии.
«В каком-то там 23 пункте (бюджета) написано, что это гарантии субсидиарные, а не солидарные», — говорила Златкис, добавив, что из этого вытекает «что государство никогда не сможет ее исполнить».
При субсидиарной гарантии гарант обязан исполнить обязательство за должника лишь в том случае, если последний не удовлетворил требований кредитора. При солидарных же гарантиях кредитор вправе требовать исполнения в полном объеме от любого из должников: либо от организации-должника, либо от гаранта. Это означает, что шансов получить деньги у банков не много.
Банк сможет получить деньги по такой гарантии лишь после того, как обанкротит своего заемщика, который не смог вовремя погасить кредит, отмечала Златкис. Однако процесс банкротства очень длительный, и у заемщика всегда есть возможность растянуть его практически до бесконечности.
В результате, в мае президент Дмитрий Медведев заявил, что механизм выделения государственных гарантий для системообразующих предприятий должен быть пересмотрен, поскольку оказался несостоятельным.
«На выделение госгарантий системообразующим предприятиям было зарезервировано 300 млрд рублей. Ни рубля из этой суммы не выдано. То есть прежняя идея госгарантий провалилась», — сказал тогда президент.
Как подчеркнул Медведев, с механизмом госгарантий «получилось, мягко говоря, не блестяще». Глава государства подчеркнул, что нужно завершить подготовку нормативного материала, чтобы государственные гарантии предоставлялись на основе солидарности ответственности государства.
Однако позже стало известно, что принцип субсидиарной ответственности по госгарантиям сохранится. «Российская Федерация по государственным гарантиям Российской Федерации несет субсидиарную ответственность», — говорилось в поправках к бюджету-2009.
Тем не менее, изменения все же были сделаны: установили новые сроки возмещения потерь. Согласно поправкам, госгарантии должны действовать не два года после наступления срока возврата кредита, как это было раньше, а в течение 70 дней. Таким образом, исполнение обязательств по ним будет наступать быстрее.
Позже эксперты агентства Fitch отметили, что предоставление таких гарантий социально значимым, но неэффективным компаниям поможет избежать роста безработицы и в краткосрочной перспективе будет способствовать экономическому росту.
Чтобы ускорить процедуру кредитования российской экономики, премьер-министр Владимир Путин в конце июня потребовал от госбанков поддержать реальный сектор крупными кредитами с использованием механизма госгарантий. Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку глава правительства поставил задачу нарастить кредитный портфель минимум на 150 млрд рублей в июле, еще на столько же к 1 сентября и довести прирост до 400—500 млрд рублей к 1 октября.
Премьер также запретил руководителям этих банков уходить в отпуск до тех пор, пока поставленные цели не будут достигнуты. Только в середине августа Путин разрешил президенту ВТБ Андрею Костину взять «недельку» отпуска.
«Десять предприятий наших клиентов получили одобрение правительственных комиссий. Мы оформляем сейчас. И в августе-сентябре планируем порядка 100 млрд рублей выдать уже под госгарантии», — сказал тогда премьер-министру глава ВТБ.
Также Костин добавил, что работа по программе госгарантий «существенно снижает и банковские риски, и позволяет быть более лояльными в плане ставок».
В свою очередь, глава Сбербанка Герман Греф, также успевший сходить в отпуск в августе, рассказал на днях Владимиру Путину, что Сбербанк в сентябре намерен выдать большую часть кредитов под госгарантии, «миллиардов 150—200».
Галина КАМНЕВА