Российская экономика стала выкарабкиваться из кризиса практически без помощи властей, и теперь главное, чтобы эта помощь не испортила ситуацию, считают экономисты.
Огромные деньги, обещанные в качестве антикризисной поддержки, могут вызвать инфляцию и чрезмерное давление на рубль, если правительство решит израсходовать во второй половине года все непотраченные средства.
Задача властей — максимально сдержать эти расходы в 2009 и 2010 годах, чтобы получить меньший, чем запланировано, дефицит бюджета, ради финансирования которого РФ распечатала резервные фонды и готова снова выйти на рынки с масштабными займами, сказали в четверг участники Экономического клуба «Экспертиза кризиса».
В 2009 году РФ впервые с 1999 года исполнит бюджет с дефицитом. По оценке Минфина, его размер превысит в 2009 году 3,4 триллиона рублей, или почти 9 процентов ВВП. При этом стоимость российского антикризисного пакета на 2009 год оценивается в 2,3 триллиона рублей при общем объеме расходов на год в 9,692 триллиона рублей.
В 2010 году РФ ждет дефицит на уровне 3,19 триллиона рублей, или 7,5 процента ВВП.
В июле Минфин признался, что в этом году бюджетные организации не успевают тратить выделенные средства.
Лучше, чем в европе
Российские экономисты считают, что в отличие от европейских государств, которые показывают признаки выхода из рецессии во многом благодаря многомиллиардным инъекциям со стороны государства, Россия вошла в фазу стабилизации за счет рыночных факторов.
«За первые 7 месяцев при довольно умеренном фактическом расходовании бюджетных средств экономика начала выходить из сложной ситуации. Это произошло без особого участия государства», — сказал главный экономист Тройки Диалог Евгений Гавриленков
«Если во втором полугодии на экономику обрушится душ из денег… если не дай Бог, вся эта свободная ликвидность придет в систему, это будет огромное давление на рубль, — добавил он. — Надеюсь, что этого не произойдет. Дефицит, наверное, будет поменьше (запланированного)».
«Я считаю, что дефицит на 2010 год громаден и не нужен в таком масштабе. Он опасен с точки зрения инфляции», — сказал бывший зампред Центробанка РФ, председатель Совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
«Если российские власти смогут убедить в последовательности, адекватности и продуктивности собственных мер, то дефицит, пусть даже и значительный, может не стать катастрофой, — сказал главный экономист банка Траст Евгений Надоршин — Он будет оставаться угрозой, но не превратится в отток капитала и не создаст ситуацию, аналогичную прошлогодней, при которой ЦБ уже один раз спасовал. В этом смысле угроза девальвации существует».
По словам Надоршина, неторопливость российских властей при выделении антикризисной поддержки, за которую правительству попало весной от президента Дмитрия Медведева, сыграла для экономики позитивную роль, а выход из рецессии мог бы быть более быстрым, если бы государство вообще не вмешивалось в процесс.
«Антикризисная программа очень сильно демонстрировала противоречия экономического блока. Власти дезориентировали рынок, она (стабилизация) произошла позже, чем могла бы произойти, если бы не было таких противоречивых сигналов, которые поступали из кабинетов власти», — сказал Надоршин.
ВВП РФ во втором квартале 2009 года снизился на 10,9 процента к аналогичному периоду прошлого года и вырос на 7,5 процента к предыдущему кварталу, что, по мнению аналитиков, стало низшей точкой падения.
Промпроизводство в РФ в июле 2009 года сократилось к соответствующему периоду прошлого года на 10,8 процента, но выросло на 4,7 процента к июню после снижения на 14,2 процента в январе-июле 2009 года к аналогичному периоду 2008 года.
Минэкономразвития РФ сочло это позитивным сигналом для экономики.
«Мы вошли в ситуацию кризисного развития. Поэтому мы будем болтаться вверх-вниз до тех пор, пока не кристаллизуется доверие, когда не станет ясен механизм новой экономики», — сказал Вьюгин.
Что делать?
Аналитики считают, что в сложившейся ситуации государству надо уйти от управления экономикой «в ручном режиме», в первую очередь — от антикризисного финансирования отдельных предприятий и создать среду, в которой экономика сама постепенно справится с болезнью:
«Снижение инфляции, снижение процентных ставок и запуск внутреннего рынка — та задача, которую правительство в состоянии решить», — сказал Вьюгин.
«Инвестиционная сфера должна занять более важное место», — считает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
«Самый большой риск, который я вижу, — это отсутствие конкурентоспособности у наших производителей и консервация старой модели, которая не меняется после кризиса», — сказал он.
«Я лично глубоко убежден, что пока инфляция не снизится до приемлемых пределов, мы из кризиса выходить не будем», — считает научный руководитель
А ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау предупредил, что прекращение падения не должно стать для властей «Троянским конем» — до восстановления еще очень далеко и чиновникам по-прежнему необходимо думать о том, как стимулировать внутренний спрос и добиться возобновления кредитования экономики.
Рублю и банкам хорошо
Экономисты сошлись во мнении, что заявлению Центробанка об отсутствии у него намерения дальше девальвировать рубль надо верить.
«После завершения плавной девальвации видно, что Центральный банк… (в образование курса) особо не вмешивался. У нас сегодня курс рыночный. Говорить о девальвации рыночного курса зачем? По-моему, это абсолютно трезвая политика — привязываться к экономическим условиям», — сказал Вьюгин.
«Другой вопрос — как изменятся эти экономические условия», — добавил он.
Вьюгин считает, что ситуация во многом будет зависеть от мировых цен на нефть и исполнения бюджета.
«Рукотворной девальвации боятся не надо, потому что правительство и Центральный банк с политикой определились. Девальвации, связанной с изменением экономических условий, всегда можно бояться. Но понимаете, это не будет разовая девальвация, это будет некое движение курса с некоей тенденцией», — сказал он.
«Поэтому я бы такой страх убрал. Я бы просто следил за ситуацией и принимал своевременные решения. Но, конечно, я надеюсь, что мы ушли от разовых, взрывных или плавных девальваций, когда совершенно непонятно, что происходит и почему такое решение принято», — добавил Вьюгин.
«Девальвация в условиях, когда Центральный банк не вмешивается в образование курса — это не угроза», — согласился руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
«Есть риск не девальвации, а повышенной волатильности», — сказал Гавриленков.
Состояние российского торгового баланса и уровень мировых цен на нефть не дают экономических предпосылок для девальвации, заключил Лисоволик. По прогнозу Deutshe Bank, курс российской валюты составит в конце 2009 года 32,5 рубля за доллар.
Власта ДЕМЬЯНЕНКО