Крупнейший испанский банк Santander решил занять доминирующее положение и на консервативном британском рынке, где местные игроки оказались изрядно потрепаны кризисом.
Santander «хочет быть банком номер один в Великобритании», заявил его гендиректор Эмилио Ботин. По его словам, в Великобритании много возможностей для органического роста банка. Испанцы владеют тремя британскими банковскими брендами — Abbey National, Bradford & Bingley (B&B) и Alliance & Leicester (A&L). В ноябре 2004 г., когда Santander за 9 млрд фунтов купил Abbey National, его бренд был знаком 20% британцев, пишет The Guardian. В 2008 г. Santander приобрел сеть отделений национализированного B&B, а также A&L. Сейчас бренд Santander узнают 92% британцев. Он занимает второе место на местном ипотечном рынке и третье — на розничном (данные Reuters). У Santander в Великобритании 25 млн клиентов и 1300 отделений.
Santander — единственный банк, увеличивший на британском рынке прибыль за время кризиса (данные The Times). В 2009 г. он выдал ипотечные кредиты на сумму 5 млрд фунтов. У Barclays и Lloyds показатели примерно такие же, у HSBC и Royal Bank of Scotland (RBS) — вдвое выше. «Руководитель британского бизнеса Santander Антониу Орта-Озориу опередил почти всех, — на условиях анонимности говорит один из старших инвестбанкиров, — я бы поставил на него собственные деньги».
В понедельник Santander начал ребрендинг отделений Abbey National. Первым сменило название отделение в центральном Лондоне — его открыл автогонщик «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, с которым Santander заключил рекламный контракт. Под брендом Santander уже работают 300 отделений Abbey National в Лондоне и его окрестностях, оставшиеся 700 отделений Abbey и B&B будут переименованы до конца января. Ребрендинг A&L будет проведен до конца года. Новым клиентам Santander предложит единую линейку продуктов, для тех, кто уже получил кредит, ставка не изменится. «Не думаю, что [исчезновение старых брендов] должно нас расстроить, — говорит преподаватель маркетинга Cass Business School Грег Харрис, — у потребителей не было к ним доверия» (цитата по The Guardian).
«Abbey и A&L — сильные игроки на рынке текущих операций, и они значительно усилили предлагаемые продукты», — отмечает начальник отдела банкинга Moneysupermarket.com Кевин Маунтфорд. По его оценке, на этой неделе A&L обогнал HSBC как наиболее конкурентоспособный ипотечный банк.
Santander намерен участвовать в распродаже отделений британских банков, национализированных в кризис. RBS, 84% акций которого принадлежит правительству, уже начал распродажу 300 отделений. Santander также объявил о выкупе у инвесторов субординированных бондов на сумму 2,51 млрд евро, чтобы упростить структуру капитала. Об итогах года банк отчитается 9 февраля. По словам Ботина, они будут «очень, очень позитивные».
Татьяна БОЧКАРЕВА