Россия не получила приглашения на встречу министров финансов и глав центробанков стран «большой восьмерки» (G8), которая состоится в Канаде. Об этом заявил заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. Таким образом, заседание пройдет в формате 90-х годов прошлого века, то есть G7. Российский МИД заявил, что считает это решение «ошибочным».
О том, что Россия вряд ли примет участие в предстоящей с 5 по 8 февраля в канадском городе Икалуит встрече министров финансов и глав центробанков стран G7, стало известно еще в середине января. Тогда Дмитрий Панкин, сообщив, что Россию, скорее всего, не пригласят, отметил, что это не стоит расценивать как принижение роли России в мировом сообществе. По его словам, это связано с изменением формата самой встречи. По мнению замминистра финансов, этот формат меняется
МИД недоволен
Однако Министерство иностранных дел России эту точку зрения не разделяет. «Решение не приглашать Россию на очередную встречу министров финансов и директоров центральных банков стран «большой семерки» является неверным», — заявил в четверг официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко. «Оно отражает старые политические стереотипы», — приводит слова дипломата РИА «Новости». Впрочем, он тоже согласился, что на фоне становления «большой двадцатки» как основного международного форума для обсуждения финансовых и экономических проблем значение мероприятий более узкого состава действительно меняется. «Стратегические решения по вопросу финансово-экономической архитектуры мира теперь невозможно принимать без участия ведущих игроков, к которым относятся государства БРИК, включая Россию и ведущие развивающиеся страны», — признал дипломат. Но даже несмотря на это, он напомнил, что российская сторона неоднократно высказывала свое мнение (в том числе и по нынешнему канадскому председательству в «восьмерке») по поводу отсутствия полноформатного участия России во встречах «большой семерки».
Полуформатное участие
Россию начали приглашать к участию в работе «семерки» с 1991 года. С 1994 года эти встречи начали называть «семь плюс один». В апреле 1996 года в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 года в Москве прошла министерская встреча «семерки» по проблемам мировой энергетики. В 2002-м на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». Первое официальное заседание стран G8 в России состоялось в 2006 году в Санкт-Петербурге. Однако даже несмотря на это, многие эксперты до сих не считают полноценным участником группы «больших». По их мнению, этому мешает состояние экономики России, которая не отвечает уровню других членов G8, а также тот, факт, что Россия не является членом ВТО. «Россия никогда не была полноправным членом G7», — говорит Евгений Ясин. «В 90-е годы у нее для этого не было денег, а «финансовая большая семерка» преимущественно решает денежные вопросы, — поясняет эксперт. — Потом деньги появились, но Россия передумала жить в условиях демократии. Поэтому, по его словам, до сих пор Россию приглашают участвовать только на заседаниях глав государств G8, но не на финансовых заседаниях. «Так что претензии нашего МИДа безосновательны», — уверен экономист. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, драматизировать ситуацию не стоит. «Я считают, что Россия как раз является полноправным членом G8, просто сами эти заседания — это политические клубы, а у политиков бывают разные фазы взаимоотношений», — говорит он. «По большому счету «большой семерке» выгодно держать Россию внутри этого клуба, а не вне, чтобы не утерять механизмов влияния на нее», — считает эксперт.
«Больших» становится больше
Первоначально в мире возникла «большая шестерка» (G6) — неформальное объединение наиболее индустриально развитых держав. Ее первое заседание состоялось во Франции в 1975 году. В нем принимали участие главы государств или правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии. Через год к ним присоединилась Канада, и тогда G6 превратилась в G7. Регулярные заседания «большой семерки» проводятся для выработки общих (стратегических) политических, а также экономических решений. После распада Советского Союза Россия проводит линию на превращение G7 в G8, стремясь войти в состав объединения. Однако до сих пор Россию приглашают не на все заседания. G20 («большая двадцатка» была создана по инициативе G8 в 1999 году. В нее помимо перечисленных стран входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР, Южная Корея, а также представители Евросоюза. С конца 2008 года саммит G20, изначально созданный как встреча министров финансов и глав центробанков индустриальных стран, приобрел статус неофициальной встречи высших лиц «большой двадцатки» по вопросам борьбы с международным экономическим кризисом. Первый саммит в таком формате прошел 14—15 ноября 2008 года в Вашингтоне, вторая встреча, посвященная кризису, состоялась 2 апреля 2009 года в Лондоне.
Елена МЕЛЬНИКОВА