Руководители ЦБ недаром ждали в этом году оживления кредитования: в январе многие банки увеличили портфели на 1—2%.
В этом году Центробанк ожидает роста кредитного портфеля на 15—20%. Ликвидность банков достаточно высока и у кредитования реального сектора большой потенциал, заявил недавно на встрече с банкирами председатель ЦБ Сергей Игнатьев. «У меня есть ощущение, что процесс кредитования должен возобновиться. Я не готов сказать, когда это будет, хотя полагаю, что в I квартале мы можем такую картину наблюдать», — заявил на этой неделе директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский.
У большинства банков, отчетность которых за январь уже доступна, остатки ссудной задолженности начали расти (см. таблицу). Снижались они только у крупнейших банков: ВТБ сократил кредитный портфель на 0,6% и увеличил просрочку на 10,8%. Похожая динамика у Альфа-банка, хотя его представители поставили цель наращивать портфель и снижать просрочку и уверяли, что это произойдет в ближайшем будущем.
«Январь c его выходными всегда непоказательный месяц для кредитования, но тенденция к росту портфелей есть, и я бы ожидала его ближе к концу I квартала», — говорит член совета директоров Первого республиканского банка Людмила Лебедева. Большую часть прироста, по ее мнению, обеспечат крупнейшие банки с госучастием, а банки за пределами топ-50, скорее всего, будут работать в рамках погашений существующего портфеля с небольшим приростом. Это совпадает с ожиданиями ЦБ.
Кредитовать для банков — суровая необходимость, иронизирует аналитик «Ренессанс капитала» Максим Раскоснов, объем дорогих пассивов в 2009 г. сильно вырос, у крупнейших банков избыток ликвидности и им придется размещать эти деньги в виде кредитов либо через покупку облигаций.
По оценкам старшего экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, в этом году рост кредитования не превысит 10%. Ухудшение качества кредитов удерживает банки от расширения кредитования, рассуждает она, но более серьезное препятствие — отсутствие спроса на кредиты. Год назад российским компаниям предстояло погасить кредитов на $200 млрд в течение 12 месяцев, теперь эта сумма, по ее подсчетам, — $160 млрд.
Татьяна ВОРОНОВА