Пока западные банкиры судорожно отбиваются от нападок регуляторов и политиков, пытающихся заметно почистить их карманы, российские коллеги по рынку с тоской ощупывают свои. С тоской, потому что любое падение доходов — довольно неприятное событие если не для личного, то для семейного бюджета. А падение не такое уж и маленькое: как подсчитал Slon.ru, за прошлый год средний доход топ-менеджера 15 крупнейших отечественных банков сократился почти на 36% по сравнению с тем, что они получили в звездном 2007 году и на 30% с небольшим — в кризисном 2008-м. Но это только нам, обывателям, кажется, что банкиры отделались малой кровью, а им каково?
Действительно, средний показатель — во многом заслуга крупнейшего в России Сбербанка. Тринадцатые зарплаты, полученные его руководителями накануне новогодних праздников, заметно скрасили их тяжелые будни, а заодно и улучшили общую статистику. Ежемесячный доход команды под руководством Германа Грефа в последнем квартале прошлого года вырос более чем в три раза — с $50 000 до $160 000. Но итог года — минус 40% к 2008 году и минус 50% к 2007-му — хуже, чем в среднем по рынку. Правда, Греф не унывает. «Самое главное — не фокусироваться на деньгах», — таков секрет его успеха, которым он недавно поделился с участниками форума «Россия 2010».
Что ж, ему легко говорить, ведь госбанкам, в кризис получившим не только многомиллиардную поддержку от государства, но и неограниченный административный ресурс, можно только позавидовать. А вот что думают коллеги, скажем, из «МДМ Банка», доходы которых упали более чем в 6 раз, или «Номос-Банка», потерявшие более двух третей своих прежних заработков и премий? Впрочем, из руководителей 15 крупнейших банков топ-менеджеры частных «МДМ Банка» и «Номоса» — главные жертвы. Остальным «повезло» гораздо больше. Что, в общем, неудивительно: среди лидеров, куда не ткни — либо госбанк, либо — российская «дочка» иностранного банка, которым выжить в трудное время было гораздо легче. Видимо, не так уж плохи дела, если, постоянно ругая российское подразделение за отвратительные результаты, Societe Generale не стал противиться довольно увесистым по кризисным временам премиям руководителям «Росбанка».
И среди госбанкиров есть счастливчики. Например, в «ТрансКредитБанке»: смена руководства принесла не только новые планы покорения опустошенной территории, но и заметную прибавку в зарплате топ-менеджеров. По итогам года выплаты руководству ТКБ в полтора раза превысили показатели 2008 года, и теперь стоять у штурвала подконтрольного РЖД банка так же доходно, как управлять Сбербанком или ВТБ.
Да и вообще, теперь все подравнялось: если очистить доходы топ-менеджеров «ВТБ24» от части премии за 2008 год, выплаченной в начале прошло года, то расклад сил везде примерно одинаков: в среднем от $50 000 до $80 000 в месяц с учетом премий в зависимости от банка. И, похоже, серьезных изменений или интриг в этом году не предвидится: опционные программы буксуют, а финансовые показатели не внушают оптимизма. Так что пока банковская система не начнет восстанавливаться не только на бумаге, как нам рисует статистика и Центробанк, зарплаты и премии банкиров (впрочем, тоже нарисованные на бумаге) вряд ли заметно вырастут. Но если это вдруг случится, вот тогда начнется самое интересное. Посмотрим, что тогда скажет Герман Греф и сохранит ли он свое банкирское кредо.
Елена МЯЗИНА