В условиях кризиса мировые автомобильные гиганты крайне заинтересованы в стимулировании продаж и активно открывают в России собственные банки. Только в текущем году их количество должно увеличиться в полтора раза.
В канун Нового года Банк России выдал лицензию кредитному подразделению французского автомобильного концерна Peugeot Citroen. Новый банк получил название «Банк ПСА Финанс Рус». Его открытие французы подгадали под запуск производства в нашей стране автомобиля Peugeot 308. А льготные кредиты, которые будет выдавать банк на покупку Peugeot и Citroen наряду с запуском собственного завода в Калужской области, должны по планам компании способствовать увеличению продаж в этом году на 50%. По словам директора по развитию группы компаний «У Сервис+» Владимира Кривнова, если у марки есть собственный «автобанк», доля машин, реализованных в кредит, как правило, возрастает на 5—15%.
Банк Peugeot Citroen далеко не первый «автобанк», запущенный в России. Пионером в этой области является «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей», получивший банковскую лицензию еще в 2006 году. В 2007-м в РФ открылись ЗАО «Тойота банк» и «Мерседес-Бенц Банк Рус», в 2008-м появился BMW Bank. «За прошедший 2009 год в России более 3000 автомобилей BMW было продано через BMW Bank, — отмечает президент BMW Group Russia Кристиан Кремер. — В настоящее время портфель банка насчитывает 4400 договоров, это достаточно убедительный показатель, если вспомнить о неустойчивой финансовой ситуации на рынке в момент открытия банка». Учитывая, что все продажи автомобилей BMW и Mini за прошлый год составили 17 036 штук, получается, что доля продаж через BMW Bank составляет почти 20%. «В некоторых странах доля продаж через дочернюю финансовую компанию превышает 75% от общего объема продаж», — рассказывает руководитель блока автокредитования КБ «Юниаструм банк» (ООО) Максим Матанов. Так что отечественным финансовым «дочкам» западных автопроизводителей есть куда стремиться. И в этом году участники рынка ожидают появления в России еще одного «автобанка» — кредитного подразделения концерна Volkswagen.
Непрофильный бизнес
Активный выход «автобанков» на отечественный рынок все опрошенные «Ко» эксперты связывают с влиянием на отрасль кризиса и с открытием собственных сборочных производств в России, которые требуют расширения рынка сбыта. «Мировой финансовый кризис серьезно подорвал российский рынок продаж автомобилей в кредит. Количество автокредитов упало минимум в два раза, — отмечает председатель правления ОАО «КБ «МАСТ-банк» Юрий Пирогов. — Ужесточились требования к заемщикам, исчезли заманчивые предложения кредитов без первоначального взноса. Рынок фактически вернулся на уровень 2004 года». С момента начала кризиса многие банки, активно занимавшиеся автокредитованием, скорректировали свои программы. «В 2009 году объем этого сектора в денежном выражении сократился примерно в пять раз по сравнению с предыдущим годом», — подтверждает Максим Матанов. Это связано с увеличением первоначального взноса и процентной ставки, а также с ужесточением требований, предъявляемых к заемщикам, таких как официальное подтверждение дохода, отсутствие отрицательной кредитной истории и просроченных задолженностей, повышение возрастного порога.
Работа «автобанков» и наличие специальных кредитных программ продиктованы необходимостью увеличить розничные продажи машин определенной марки и минимизировать влияние финансового кризиса на дилеров и клиентов. Дело в том, что обвал продаж как на рынке автокредитования, так и на авторынке наиболее сильное влияние оказал на дилеров. Им было достаточно трудно адаптироваться к стремительно изменяющейся ситуации. Выход на отечественный рынок «автобанков» и появление совместных программ с автопроизводителями должны были поддержать продажи дилеров, ведь некоторые из них
Автокредит на троих
Существует три варианта покупки автомобиля с привлечением кредитных ресурсов (если, конечно, не брать в расчет такие схемы, как «кредит на неотложные нужды»). Первый способ — стандартный автокредит в одном из розничных банков. Второй способ — это получение займа по одной из совместных программ банка и компании-производителя. Речь идет о таких предложениях, как, например, KIA Finance, Nissan Finance или GM Finance. Это не собственные банки автопроизводителей, а всего лишь совместные программы. К подобным способам стимулирования продаж прибегают многие крупные концерны, у которых нет своих кредитных «дочек». Их отличие от «автобанков» заключается в том, что оператором по предоставлению кредитных ресурсов выступает один из уже существующих в России розничных банков, предлагающий заем на более льготных, чем среднерыночные, условиях для приобретения автомобилей определенной марки. Но в любом случае цель его работы заключается не в том, чтобы повысить продажи конкретной марки, а чтобы заработать. Те потери, которые банк теоретически несет в результате снижения ставки автокредита, ему компенсирует производитель. Однако речь не идет о прямом субсидировании. «Снижение процентной ставки происходит завуалированно, путем предоставления дополнительной скидки, вследствие чего эффективная ставка снижается», — поясняет Владимир Кривнов. При приобретении автомобиля в кредит по специальной программе покупатель получает автомобиль по более низкой стоимости, тем самым компенсируя фактические платежи по кредиту.
Третий подход к выдаче кредита — в «автобанке» — кардинально отличается от стандартной схемы работы коммерческого банка. «Получение прибыли от кредитной деятельности для них не приоритетная задача, главное — помогать развивать основное направление деятельности компании», — отмечает Юрий Пирогов. Иными словами, работа ориентирована не на то, чтобы «жить» за счет дохода от платежей по кредитам, а чтобы помогать продавать автомобили на локальном рынке. Лишним подтверждением такой концепции является то, что «автобанки» не привлекают вклады физических лиц и не осуществляют другой классической для кредитных организаций банковской деятельности. Еще одним отличием работы «автобанков» от традиционных кредитных организаций является то, что для получения банковского кредита потенциальный покупатель обращается в банк, а оформление кредита в «автобанке» осуществляется непосредственно в автосалоне.
В розницу
«Позиции банков автопроизводителей в России усиливаются и на сегодняшний день составляют существенную долю рынка автокредитования (в совокупности уже около 10%). При этом на кредитные программы автопроизводителей, реализуемые через банки-партнеры, уже приходится более 50% всех кредитных продаж новых машин», — констатирует Максим Матанов. Он считает деятельность банков автопроизводителей в нашей стране достаточно перспективной. Некоторые финансовые институты автопроизводителей помимо розничного кредитования осуществляют также кредитование дилеров и товарных автомобилей. Возможно, после получения лицензии на ведение текущих счетов физлиц «автобанки» будут предлагать и другие услуги розничным клиентам. Подобная практика широко распространена за рубежом, где кредитные «дочки» автоконцернов представляют из себя полноценные банковские институты — привлекают вклады, осуществляют кредитование проектов, не связанных с продажами автомобилей, и даже играют на фондовом рынке. «Скорее всего, через какое-то время мы станем свидетелями применения этой практики и в нашей стране», — считает руководитель направления кредитования компании «Независимость-Финсервис» Александр Карев. Впрочем, это предполагает дополнительные серьезные инвестиции, которые влекут за собой изменение стратегии развития. С таким подходом будет сложно концентрироваться на решении основной задачи — работе полноценного «автобанка».
Максим ЛОГВИНОВ