В индийской мифологии есть сюжет, где в результате пахтания молочного океана возник яд, который мог погубить всю вселенную. Господь Шива пошел на самопожертвование и выпил яд. В итоге и мир спасен, и Господь остался жив. Будет ли такой же счастливый конец у санации банков, проводимой под патронажем Агентства по страхованию вкладов, судить преждевременно.
По состоянию на конец 2009 года АСВ взяло на себя немало «ядовитых» активов. Приобретения оцениваются в 83 млрд руб., в том числе права требования к заемщикам несостоятельных банков на 25 млрд руб. В общей сложности финансирование мер по предупреждению банкротства банков достигло 294 млрд руб. Сейчас активы, купленные в целях санации, учитываются по первоначальной стоимости. Какова их реальная рыночная цена не знает ни агентство, ни кто-либо еще. Но сейчас его работа по предупреждению банкротства банков прибыльна. Валовые процентные доходы от санации в прошлом году достигли 11,4 млрд руб. Однако финальный результат мы узнаем не ранее 2014 года, когда истекает возврата выделенных на оздоровление средств.
Пока единственным пациентом, вышедшим из клиники АСВ, стал «Нижегородпромстройбанк». На его балансе мертвым грузом лежали просроченные долги, видимость благополучия поддерживалась перекредитовкой заемщиков. Механизм санации выглядел просто: дочерние структуры «Саровбизнесбанка» приобрели акции тонущего коллеги, а АСВ, в свою очередь, выкупило у него часть кредитного портфеля за 5 млрд руб. За счет этих средств «Нижегородпромстройбанк» расплатился с кредиторами, а остаток денег перевел в «Саровбизнесбанк». Как отмечают специалисты Института «Центр развития» НИУ-ВШЭ, до тех пор, пока нет сведений о судьбе выкупленного АСВ кредитного портфеля, оценить эффективность санации невозможно.
Нельзя исключать, что текущая прибыль от оздоровительных процедур окажется ниже будущих потерь на горизонте до 2014 года. Фактически от того, насколько она сможет перекрыть будущие списания, зависит не только судьба руководства АСВ, но и дальнейшее существование санационной функции агентства. Страхованию вкладов возможные убытки от санации не угрожают. По Фонду обязательного страхования вкладов и прочих средств Агентства ведется раздельный учет.
АСВ могло бы самостоятельно справиться с межвременным балансом доходов и потерь, связанных с санацией, если бы не последняя инициатива народных избранников. В марте депутат от «Единой России» Константин Шипунов внес законопроект «Об особенностях использования прибыли, полученной государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)» и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» по итогам 2009, 2010 и 2011 годов». Законопроект предусматривает перечисление 75% прибыли АСВ в федеральный бюджет. Он так и остался бы в анналах истории нелепых идей, если бы не его дальнейшее продвижение. К инициатору присоединились другие депутаты от «Единой России» — Анатолий Губкин и Юрий Зеленский, включив законопроект в примерную программу работы Госдумы на май 2010 года. О перспективах принятия этого документа во всех чтениях судить сложно, однако надо помнить, что депутатам удалось добиться перечисления в федеральный бюджет 75% прибыли Центробанка за 2009—2011 гг.
Интересно, что по заключению правового управления Госдумы экспертиза законопроекта со стороны правительства не требуется. Но мы можем провести ее собственными силами. Обоснование законопроекта просто как пять копеек — депутаты радеют за федеральный бюджет, страдающий от дефицита. Если бы речь шла о доходах агентства только по направлению санации, то дискуссия имела бы какой-то смысл. Однако предложения касаются 75% всей его прибыли.
«Деньги не пахнут», — оправдывал налогообложение общественных туалетов римский император Веспасиан. Депутаты, видимо, упустили из внимания, что реквизиция прибыли способна подорвать другое направление деятельности АСВ. Процентные доходы от санации банков по итогам 2009 года не превышают 29% совокупных доходов агентства. Большую часть (около 39%) формируют доходы от размещения фонда обязательного страхования вкладов, который формируется за счет взносов банков и доходов от инвестирования. Изъятие значительной части прибыли АСВ, во-первых, означает ни много, ни мало экспроприацию денег, предназначенных пострадавшим вкладчикам. Под влиянием инфляции и роста реального благосостояния граждан размер страхового возмещения по вкладам должен регулярно расти. Экспроприация прибыли ставит «крест» на будущем повышении страховой планки.
Во-вторых, консервация размера фонда выплат при росте средней величины вклада означает снижение адекватности страхового покрытия. А это уже пахнет финансовой дестабилизацией системы страхования вкладов. Очевидно, что идея носит деструктивный характер и не учитывает интересы вкладчиков.
К тому же агентство планировало ряд улучшений в своей работе. Среди них снижение отчислений банков в фонд страхования и включение в состав страхователей индивидуальных предпринимателей. Обсуждается вопрос введения системы страхования кредитов малому и среднему бизнесу и пр. Очевидно, что для реализации этих планов без бюджетных вливаний АСВ должно располагать достаточной рентабельностью, и изъятие прибыли поставит его инициативы под вопрос.
Сергей МОИСЕЕВ