Польша не должна спешить с переходом на евро, полагал президент Национального банка страны Славомир Скшипек, погибший в авиакатастрофе под Смоленском в минувшую субботу. Свое мнение относительно перспектив вхождения Польши в еврозону он изложил в статье, написанной незадолго до гибели и опубликованной на этой неделе в The Financial Times.
Польша относительно легко пережила мировой экономический кризис, пишет Скшипек. В прошлом году она оказалась единственной страной Евросоюза, где был зафиксирован экономический рост. Некогда проблемное государство Центральной Европы выделяется своей историей успеха на фоне беспокойного европейского пейзажа.
Одна из причин такого положения дел заключается в том, что, не являясь участницей зоны евро, Польша имела возможность получать выгоду от гибкого обменного курса национальной валюты — злотого, что помогло экономическому росту и способствовало сокращению дефицита платежного баланса без импорта инфляции. Когда-нибудь Польша намерена перейти на единую европейскую валюту. Но история с Грецией заставляет задуматься: насколько разумно быстро подчиняться режиму жесткого обменного курса, который является предварительным условием вступления в еврозону. Десятилетняя история стран, оказавшихся на периферии зоны евро и сейчас стремительно теряющих конкурентоспособность, оказалась для Польши полезным уроком.
Непосредственно после ипотечного кризиса 2007 г. Польша, как и другие страны ЦВЕ, столкнулась с оттоком капитала и угрозой развала экономики. Временем испытаний стали 2007—2008 гг., но комбинация благоприятной внутренней экономической структуры и принимаемых финансовых и денежно-кредитных мер привела к успешному выходу из кризиса. Страна с населением 38 миллионов человек извлекла пользу из наличия относительно большой и самостоятельной экономики и финансовой системы, которая хорошо капитализирована, прибыльна и не поддается искушению вкладываться в экзотические продукты.
Поскольку польская валюта не ограничена механизмом установления валютных курсов, ее курс можно было корректировать в соответствии с потребностями национальной экономики. С 2008 по 2009 гг. реальный эффективный курс злотого, с учетом различий в трудовых издержках, упал почти на 20% — значимый фактор для сокращения текущего дефицита платежного баланса. В процессе удалось добиться существенной корректировки показателя ВВП на душу населения, который сейчас составляет 60% к среднему уровню по ЕС (в 2004 г., когда Польша присоединилась к ЕС, он составлял 49%).
Сильный и независимый Центральный банк наилучшим образом отвечает интересам экономики, считал Славомир Скшипек. В прошлом году польское правительство решило смягчить налоговую политику и позволить функционировать автоматическим стабилизаторам. Однако налоговое стимулирование зашло слишком далеко. Учитывая относительную устойчивость экономики, госдефицит сейчас слишком высок (7% ВВП в этом году против 2% в 2007 году).
В перспективе необходимые структурные реформы повысят соответствие Польши критериям вступления в еврозону. Но нужно проявить благоразумие. Не стоит привязываться к определенным срокам и графикам, которые могут оказаться контрпродуктивными. Страны, которые торопятся присоединиться к евро, могут в итоге проиграть. А те, кто, подобно Польше, не спешат, могут получить более жизнеспособную экономическую структуру, которая сделает их лучше подготовленными к вхождению в еврозону.
Мария ТРИФОНОВА