В минувшие выходные министры финансов стран Евросоюза решились выделить Греции кредит в 30 млрд. евро. Спасет ли это Афины от банкротства? Сохранится ли Евросоюз? И — самое главное! — как эти процессы отразятся на курсе единой валюты Старого Света? Эксперты не видят для стран Евросоюза стопроцентно удачного выхода из нынешнего тупика.
«Фантики» прокрались в кошельки
Евро прокрался в кошельки россиян тихой сапой. Еще несколько лет назад мы гнушались «европейцем». Легкомысленные салатово-голубовато-розово-желтые купюры и деньгами-то язык не поворачивался назвать — конфетные фантики. Несолидно. То ли дело ласкающий глаз зеленью американский доллар: бумага толстая, рисунок ребристый, печатные портреты президентов. Сразу видна вся мощь американской экономики.
Но времена изменились. Хотя еще пять лет назад доллар в России был в четыре раза популярнее, чем евро: за весь 2005 год банки продали населению 34,6 млрд. долларов и 8,1 млрд. евро. А сейчас «европеец» практически наступает на пятки конкуренту. В 2009 году россияне прикупили 21,1 млрд. евро против 28,7 млрд. долларов.
— Во-первых, россияне чаще отдыхают и обзаводятся покупками в Европе, чем в странах, где в ходу доллары, — перечисляет причины роста популярности евро главный экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров. — А во-вторых, перед кризисом у евро была очень завидная репутация — доллар слабел относительно европейской валюты.
И евро поначалу оправдал ожидания: курс взлетел с 34,5 до 46,6 рубля за евро. Вклады в евро были в лидерах по доходности (если считать сразу и процент от вклада, и разницу от изменения курса валюты относительно рубля). Но затем случилось непредвиденное. Правительство Греции заговорило о том, что как бы не пришлось объявить о банкротстве страны. А на новостях о возможном развале Евросоюза курс евро скатился до нынешних 39 рублей.
Верный выход — банкротство Греции
Судьба Евросоюза решалась в минувшее воскресенье. У правительства Греции накопилось около 300 млрд. евро долгов. Власти Афин не справляются с выплатой кредитов. Министры финансов стран ЕС провели видеоконференцию, на которой приняли решение о выделении кредита в размере 30 млрд. евро под 5% годовых. Кроме того, Международный валютный фонд пообещал Греции взаймы 15 млрд. евро.
Казалось бы, проблема решена. Финансовой помощи досточно, чтобы рассчитаться по ближайшим выплатам и сократить дефицит бюджета.
Но сейчас даже у самых мощных стран Европы — Франции и Германии — не лучшее экономическое положение. Жители этих стран недоумевают: зачем помогать грекам, если и у самих проблем хватает? Поэтому президент Николя Саркози и канцлер Ангела Меркель прячутся за туманными фразами, отвечая на вопросы журналистов о финансовой помощи Греции.
— Евросоюз не торопится создавать прецедент, — объясняет Владимир Тихомиров. — Кроме Греции, в еврозону входят еще несколько государств, которые испытывают серьезные проблемы с покрытием бюджетного дефицита. И если Греции выделят деньги, потом аргументированно отказать другим странам будет сложно. Поэтому позиция Германии и Франции достаточно жесткая. Греции сначала необходимо использовать все возможности для самостоятельного покрытия дефицита, урезать расходы, привлекать деньги на финансовых рынках. И только потом, когда все эти меры будут исчерпаны, обращаться за помощью к другим странам еврозоны.
За вход — рубль, за выход — два
Проблема в том, что греки не спешат обращаться в Евросоюз за финансовой помощью. Ни правительство, ни жители страны не готовы к сокращению расходов бюджета. Под давлением ЕС в марте власти вынуждены были урезать зарплаты бюджетникам. Народ буквально встал на дыбы. Уличные выступления населения, недовольного сокращением зарплат, проходят в Афинах одно за другим. Митингующие взяли штурмом здание греческого минфина и казначейства. Прослышав о скором выпуске официальной газеты с текстом закона об ужесточении порядка в экономике, греки захватили государственную типографию. Волнения докатились и до Москвы — на прошлой неделе сотрудники греческого консульства в течение двух дней отказывались оформлять визы россиянам…
Как извернуться, чтобы и расходы Греции не сокращать, и залатать дыру в бюджете?
— Греция объявляет дефолт по обязательствам, отказывается от евро, вводит свою валюту и тут же ее обесценивает, — приводит антикризисный план радикально настроенных экспертов президент компании «НЕОКОН» Михаил Хазин.
Теоретически в этом плане для Греции нет ничего страшного. Соединенные Штаты в прошлом веке дважды объявляли дефолт по обязательствам: в 1933 году и в 1971-м. И ничего — доллар цветет, а экономика США считается мощнейшей в мире. На какое-то время, конечно, кредиты для Греции подорожают да и инвесторы разбегутся. Но если экономика полуострова покажет рост, то все проблемы довольно быстро исчезнут.
— А вот система отношений в еврозоне может сильно измениться, — замечает Михаил Хазин.
Банкротство Греции — мощнейший удар по курсу евро. Эксперты расценят этот факт как слабость Евросоюза. Дескать, ЕС — это проходной двор, где страны не помогают друг другу. Именно поэтому Евросоюз постарается удержать Грецию от выхода из еврозоны.
— Курс евро будет зависеть от двух факторов, — прогнозирует Владимир Тихомиров. — С одной стороны, экономическая ситуация в Европе сейчас выглядит намного прочнее, чем в США. С другой стороны, Штаты уже начали выход из кризиса, а еврозона — пока еще нет. Что перевесит — от этого и будет зависеть курс евро относительно доллара. Справедливый курс: 1,35—1,40 доллара за евро.
Новости о желании Евросоюза спасти Грецию от банкротства уже подняли курс евро до этих высот. В понедельник европейская валюта стоила 39,50 рубля, а курс доллара, наоборот, упал до 28,94 рубля.
Как поведут себя ведущие мировые валюты относительно российской в ближайшее время? Рубль будет лавировать: если евро начнет слабеть относительно доллара, то ослабеет и по отношению к рублю. Эксперты говорят, что рубль уже растерял потенциал укрепления, и ситуация на валютном рынке стабилизируется. Если перевести прогнозы экспертов на понятный язык, то в ближайшее время курс европейской валюты будет прыгать в диапазоне от 39 до 40 рублей за евро.
КСТАТИ
Греки придумали новые мифы
В конце 2009 года к власти в Греции пришла социалистическая партия ПАСОК.
Георгиос Папандреу занял кресло премьера правительства Греции. А в декабре 2009 года сразу три ведущих международных рейтинговых агентства понизили рейтинг страны. Прогноз экспертов был неутешительный. Бюджетный дефицит государства к тому времени достиг 12,7% ВВП (это в четыре раза выше 3-процентного предела, установленного правилами ЕС), а внешний долг вырос до 300 млрд. евро.
Больше того: оказалось, что греки со времен Геракла и Одиссея не растеряли мастерства в придумывании мифов. Греция вступила в Евросоюз 1 января 2001 года. А через три года стало известно, что обманула партнеров — занизила размер государственного долга. С помощью американского инвестиционного банка Goldman Sachs заключали сделки, которые давали возможность стране получать кредиты под будущие доходы госструктур. Так, Греция продала права на доходы от лотерей и пользование своими аэропортами на многие годы вперед. Подобные кредиты не отражались на показателях внешнего долга государства.
Греки прикрыли лавочку с левыми кредитами, но жить по средствам не научились.