Кризис внес серьезные коррективы в потребительское поведение людей. Ежегодное исследование Observatoire Cetelem показало: европейцы сегодня предпочитают не тратить, а делать сбережения. И что удивительно, особенно это стремление характерно для жителей Южной Европы и России, которые традиционно считались наиболее расточительными. Сегодня же две трети наших граждан намерены откладывать деньги «на черный день». По мнению аналитиков, при таких настроениях российский потребительский рынок восстановится еще очень не скоро.
Согласно исследованию, в 2010 году более трети европейцев (34%) собираются больше копить. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 12%. Что интересно, стремление делать сбережения охватило сейчас прежде всего Южную Европу, а именно Испанию, Португалию и Италию. Откладывать деньги намерены 47% испанцев (против 17% в прошлом году), 45% португальцев и 44% итальянцев. Но наши граждане в этом стремлении опередили всех: число желающих делать сбережения в РФ с 22% в 2009 году выросло в 2010-м аж до 63%.
«Люди поняли, что в условиях кризиса сбережения — это оптимальная стратегия, — пояснил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Никто не застрахован от потери работы, но в тех странах, где люди не видят перспектив выхода из кризиса, доля тех, кто откладывает деньги «на черный день», растет особенно быстро. Экономика стран Южной Европы и России послабее, нежели в развитых европейских государствах. Поэтому люди там больше не тратят деньги налево и направо. Это абсолютно адекватная реакция на происходящее».
По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ Сергея Смирнова, на изменение потребительского поведения россиян в некоторой степени повлиял и кредитный бум последних лет. Многие из тех, кто на него «повелся», встретили кризис, будучи по уши в долгах. Теперь же людям хочется иметь какую-то подушку безопасности. «До кризиса значительная часть россиян жила в долг, и очень многих испугала ситуация, когда надо было гасить проценты по кредитам на фоне ухудшения ситуации на рынке труда», — пояснил «НИ» эксперт. Таким образом, считает аналитик, кризис подтолкнул людей к социально ответственному потребительскому поведению. «Но с точки зрения восстановления экономики это не очень хорошо, — заметил
Что касается других европейских стран, то там таких резких скачков потребительских настроений не наблюдается. Например, если в прошлом году в Германии копить намеревались 18%, то сейчас — 22%, в Венгрии этот показатель вырос с 6 до 10%. А в некоторых государствах тяга граждан к накоплениям вообще ослабла: в Великобритании этот показатель снизился с 40 до 35%, в Бельгии с 40 до 31%, а во Франции остался практически неизменным — 30%.
Одновременно с этим европейцы в целом становятся экономнее в своих тратах. Так, если в конце 2008 года 82% немцев собирались в ближайшие месяцы расходовать денег больше, то в нынешнем об этом говорят только 40% жителей Германии. В Италии снижение составило 34%, в Испании — 24%. Что касается России, то у нас более половины (53%) граждан ожидают, что будут тратить больше. Но это, отмечают эксперты, отнюдь не признак расточительности. «Просто россияне предполагают, что цены все равно вырастут, инфляция все съест, — поясняет Дмитрий Янин. — Они, может быть, и хотели бы тратить меньше, но понимают: когда все дорожает, денег расходовать приходится больше, даже если потребитель стремится экономить».
Как бы то ни было, авторы исследования считают, что эра ненасытного, «одноразового» потребления, похоже, подошла к концу. Более того, в европейских странах набирает популярность новый тип потребления. Сейчас в Европе наблюдается настоящий взлет рынка товаров, бывших в употреблении. Среди наиболее востребованных на вторичном рынке — предметы культуры, автомобили, одежда и игрушки. По данным исследователей, больше всего бэушных покупок делают немцы, венгры и поляки, в то время как русские, португальцы и испанцы пока отстают по этим показателям.
Вместе с тем 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, рискуют быть обманутыми. Это мнение преобладает как раз в Испании, Португалии, и особенно в России (67%). В целом же по Европе б/у покупки считаются «хорошим способом покупать более качественные вещи». А для половины участников исследования это способ приобретать больше. Быстрое развитие Интернета и рост рынка подержанных товаров привели к появлению нового вида потребителя — «покупатель-продавец»: 39% европейцев (30% в России) уже продавали предметы культуры, а 38% — машины. С небольшим отставанием идут электробытовые приборы и одежда. В России 46% продаж приходится на телевизоры и
Евгения ЗУБЧЕНКО