Специалисты Программы развития ООН представили в Москве доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 год под названием «Энергетика и устойчивое развитие». Авторы доклада пришли к неожиданному выводу: успехи ТЭК РФ вместе с недальновидной политикой государства является источником не роста, а сокращения благосостояния граждан России.
Доклад Программы развития ООН (ПРООН) за 2009 год был представлен в Институте современного развития. Все разделы доклада писались российскими авторами под кураторством профессора кафедры природопользования экономфака МГУ Сергея Бобылева.
В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с «гипертрофированным развитием ТЭК» РФ и его низкой эффективностью. Производя «примерно 11,5% мировой первичной энергии», что в пять раз больше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка 5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики и общества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог (в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФ увеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления от экспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008 году, но «согласно оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россия вошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира».
«Зависимость реальных доходов значительной части населения, а также систем образования и здравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета, создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничения возможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а также снижения качества жизни в целом»,— считают в ООН. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособного населения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальная экономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения. Даже во время кризиса, по оценкам авторов доклада, в отраслях, связанных с производством и распределением энергии, наблюдался рост зарплат и численности занятых (в апреле 2009 года более 32% занятых в энергетике относились к 10% самых высокооплачиваемых в экономике), тогда как остальные сектора экономики лишились 1,8 млн рабочих мест.
РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется, приходится поддерживать ТЭК на плаву в том числе за счет субсидирования энерготарифов — при перспективе «исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие 20—30 лет» и перехода основных потребителей ископаемого топлива к «низкоуглеродной экономике». Сравнительно дешевая энергия делает страну «одной из самых энергоемких в мире»: энергоемкость ВВП РФ в 1,5—2,5 раза выше, чем в Западной Европе, где среднедушевое потребление энергии больше на 15—30%. Главное «месторождение» ресурсов — энергоемкие отрасли европейской части России, где ежегодно теряется $100 млрд потенциальных экспортных доходов. По оценкам ПРООН, ТЭК и государство, занятое перераспределением «природной ренты», являются и источниками проблем с экологией. Доля отрасли в выбросах промотходов занимает 56%, твердых веществ 58%, сбросе сточных вод — 23%, превышая выбросы металлургии. Площадь «нарушенных земель» только в результате нефтедобычи выросла с 94 тыс. га в 2004 году до 114 тыс. га в 2007 году, рекультивировано отраслью в 2007 году только 10 тыс. га.
Главный вывод ООН представлен в так называемом показателе скорректированных чистых накоплений. Он разработан экономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измерения благосостояния общества: фактически накопленный доход корректируется на динамику истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если в 2007 году официальный ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные чистые накопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращение благосостояния.
Алексей ШАПОВАЛОВ