В среду Госдума отклонила законопроект о налоге на предметы роскоши. Его объектом должны были стать жилые дома, квартиры, дачи стоимостью выше 15 млн рублей, дорогие автомобили, а также самолеты, вертолеты и яхты. Однако парламентское большинство отказалось поддержать поправки в Налоговый кодекс, посчитав, что законом будет фактически введено двойное налогообложение имущества. К тому же, вряд ли на этом «заработает» бюджет.
Богатые должны делиться
«Инициатива, связанная с дополнительным налогообложением предметов роскоши, ни в коей мере не означает желание залезть к кому-то в карман»
Госдума в результате мучительной дискуссии на пленарном заседании в среду отклонила законопроект о введении налога на предметы роскоши.
Поправки в Налоговый кодекс РФ были подготовлены эсерами. Помимо «Справедливой России» проект закона одобрили партии КПРФ и ЛДПР. Единороссы выступили против, передает «Интерфакс». Поскольку «Единой России» принадлежит парламентское большинство, законопроект был снят с рассмотрения в Госдуме.
Что же предлагали разработчики законопроекта? Налог на роскошь предполагалось ввести на элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 млн рублей, автомобили, яхты и катера дороже 2 млн рублей, а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства (живопись и скульптура) дороже 300 тыс. рублей.
При этом размер налога предлагалось установить, исходя из рыночной цены предмета роскоши. К примеру, для транспортных средств ценой от 2 до 20 млн рублей ставка составляет 1% от стоимости, от 20 до 50 млн рублей − 3%, дороже 50 млн − уже 5%.
«Чтобы не было в стране бедных, богатые должны делиться», − заявил, представляя законопроект, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Грешневиков. По его словам, только в Москве за 2001 год было зарегистрировано более 3,5 тыс. частных водных и воздушных судов.
Платить налог на роскошь должны были бы не только богатые граждане, но и компании. «Если освободить юридические лица от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к «переписыванию» собственности (предметов роскоши) с физических на юридические лица», − говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«Политическая декларация»
Один из авторов законопроекта, вице-спикер Госдумы Александр Бабаков («Справедливая Россия») согласен с тем, что «человечество вряд ли даст универсальные вечные критерии отбора предметов роскоши», зато несложно будет определить, что является предметом роскоши сегодня.
«Инициатива, связанная с дополнительным налогообложением предметов роскоши, ни в коей мере не означает желание залезть к кому-то в карман», − заверил депутат. «Это стремление начать движение самого общества в сторону социальной справедливости», − сказал Бабаков, слова которого приводит РИА «Новости».
Между тем в заключении профильного комитета Госдумы отмечается, что налог на роскошь может привести к двойному налогообложению. Покупая, например, дом, его владелец и так платит налог на недвижимость.
Изменения могут привести к нелегальным схемам ухода от уплаты налога на роскошь, к снижению ее стоимости, к расширению теневого рынка, а также увеличению дорогих покупок за рубежом, считает комитет.
В «Единой России» считают налог на роскошь «политической декларацией». По словам представителя фракции Николая Гончара, авторы законопроекта и не рассчитывали на поддержку налога Госдумой. «Нереализуемый законопроект, и все счастье авторов состоит только в одном − они точно знают, что мы не можем этого допустить», − сказал он.
С оглядкой на Запад
Налоги на роскошь появились относительно давно, особенно активно шло развитие налога в XVII и XVIII веках. Сейчас подобные налоги в той или иной форме существуют во многих странах мира − США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии.
О намерении ввести налог на роскошь не так давно объявила и Украина. Налог призван пополнить госказну (он коснется дорогих марок автомобилей, алкоголя и сигар). К примеру, только в Сардинии налог на роскошь приносит около 1 млрд долларов.
Другое дело, что здесь был предварительно решен вопрос с разделением собственности на «роскошную» и «не роскошную».
Эксперты считают, что такое разделение должно учитывать массу нюансов. Совершенно неясно, кто и как будет проводить оценку объектов роскоши, отмечает руководитель правового департамента компании «Налоговик» Алексей Львов.
К тому же, экономический эффект от собираемости налога на роскошь может полностью нивелироваться ответными мерами состоятельных граждан, «спасающих» свои капиталы либо путем их вывода из России, либо многократного занижения стоимости сделки (к примеру, владельцы дорогих автомобилей будет перепродавать их другу, указывая в договоре мизерные суммы сделки).
По мнению Львова, принятие законопроекта повлечет за собой закономерные процессы переоформления собственности, перераспределение долей, переоценки и прочие механизмы, направленные на уклонение от такого закона.
Добавим, законопроект о налоге на роскошь уже вносился в Думу три года назад, но тогда был также отклонен.
Наталья ЖУРАВЛЕВА