Венгрия стала очередной европейской страной, предъявившей мировым рынкам свой «скелет в шкафу», чем не на шутку перепугала инвесторов. Заявление Питера Сиярто, представителя нового премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, о дефиците бюджета, в два раза превышающем официальные данные, было сделано спустя всего три месяца после того, как аналогичные проблемы с занижением дефицита бюджета вскрылись у Греции. Теперь о стратегиях инвестирования в рискованные активы придется забыть по меньшей мере на несколько недель.
Границы кризиса суверенного долга расширяются прямо на глазах. До этого опасения рынка фокусировались в основном на странах еврозоны, теперь список уязвимых стран, от которых зависит настроение и аппетит к риску инвесторов, пополняются новыми европейскими странами, которые находятся вне пределов еврозоны. Сейчас для рынков достаточно лишь одного заявления о проблемах очередной европейской страны, чтобы усилилось бегство от риска. Финансовые рынки пребывают в крайне нервном состоянии и причина отнюдь не в том, что уровень бюджетного дефицита Венгрии слишком высок, и существует реальная угроза ее дефолта. Вопрос о том, сможет ли Венгрия расплатиться по долгам, на самом деле не стоит, экономическая ситуация в стране куда более благоприятная, чем в Греции. Дело отнюдь не в этом.
Рынки начинают беспокоиться по поводу того, что и в других случаях статистика, которая отражает ситуацию с бюджетами стран Европы, может быть неадекватной реальному положению дел. Появились серьезные опасения: насколько вообще в состоянии власти европейских стран и Евросоюз контролировать и мониторить ситуацию с уровнем суверенного долга, когда он достигает действительно высоких значений? По мере того как ситуация будет проясняться, волна нервозности начнет спадать, и анонсирование мер по ограничению дефицита бюджета и уровня госдолга в среднесрочной перспективе будет способствовать восстановлению рынков. Однако период повышенной волатильности в течение, минимум, нескольких недель практически неизбежен.
Инвесторы склонны преувеличивать проблемы, и они продолжат вяло реагировать на позитивные новости и показывать достаточно существенную реакцию на негатив. Адекватность отражения реальной ситуации с бюджетной статистикой в Европе — серьезная проблема, и теперь рынок ждет не только заявлений о планах по ограничению бюджетного дефицита в той или иной стране. Необходимо сделать выводы, которые позволят избежать ситуации с пересмотром данных по бюджетам в дальнейшем. Как бы то ни было, перспектив дальнейшего снижения евро до одного уровня с долларом и ниже в этом году не видно.
Ярослав ЛИСОВОЛИК