К такому заключению пришли центр антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернэшнл — Р» (ТИ) и Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики Высшей школы экономики, сравнив декларации о доходах народных избранников за 2007 и 2009 годы.
По мнению экспертов, это исследование — лишь один из эпизодов проблемы имущественной открытости российских госслужащих.
— Мы не задавались целью выявить все неточности деклараций. Нашей задачей было выяснить, какую реальную пользу может принести компания по декларированию доходов обществу, — говорит Елена Панфилова, генеральный директор ТИ в России.
Центр ТИ попросту сопоставил доходы депутатов Госдумы за 2009 год, которые они обнародовали в апреле 2010-го, с их доходами на момент вступления в должность осенью 2007-го. Исследованию подверглись доходы только 450 парламентариев. В следующем году эта цифра увеличится до 10 миллионов — всех чиновников современной России.
Результаты исследования оказались весьма любопытными. Два года в парламенте на некоторых депутатах сказались пагубно — они значительно обеднели. Так, в рядах ЛДПР нашелся практически полностью «обанкротившийся» депутат Алексей Заварницын, единственным утешением которого стал приобретенный автомобиль «Мазерати».
Иван Ниненко, исполнительный директор Центра ТИ-Р, считает, что чиновники идут на всевозможные уловки, декларируя свои доходы. Указывают, например, не модель и год выпуска авто, а только марку или, когда речь идет о недвижимом имуществе, страну, где это имущество находится, не конкретизируя субъект федерации.
— А мы ведь знаем, что BMW 1980 и 2010 годов выпуска стоят далеко не одинаково, так же как и 800 кв. м в Москве или, скажем, в Республике Саха, — говорит Ниненко.
Что делать с полученными результатами исследования?
— Совершенно очевидно, что нужно возвращаться к введению нормы о декларировании не только доходов, но и расходов публичных должностных лиц. Сегодня мы видим массу примеров, что у чиновников появились доходы, но не можем понять — из какого источника. И люди начинают домысливать на кухнях, вместо того чтобы получить ответ от самого депутата. Мы имеем полное право получить отчет от лиц, которым платим зарплату, — уверена Панфилова.
Еще одно предложение: помимо жен и несовершеннолетних детей о доходах должен отчитываться более широкий круг родственников. В скором времени оно будет оформлено законодательно.
— Другие родственники оказываются собственниками огромного количества имущества. Часто конфликт интересов реализуется через успешную предпринимательскую деятельность взрослых детей. Доходит до смешного: человек подает декларацию, всего у него понемногу, а на следующий день в прессе появляется статья про активную предпринимательскую деятельность ребенка в подконтрольной сфере мамы или папы, — рассказывает Панфилова.
Не секрет, что многие парламентарии, вступив в должность, вопреки закону продолжают вести предпринимательскую деятельность.
— Выяснилось, что у некоторых в имуществе числятся склады, ветки железных дорог, посты охраны. Трудно представить, для чего можно все это использовать, кроме как для ведения некой хозяйственной деятельности. Думаю, это стоит проверить, — говорит Иван Ниненко.
Затрудняет общественный контроль за доходами и то обстоятельство, что некоторые структуры вообще отказываются что-либо декларировать. Так, ФСО, ФСБ, Федеральная таможенная служба и Служба внешней разведки без внятных объяснений отказались декларировать доходы своих сотрудников.
Результаты исследований центр «Трансперенси Интернэшнл» уже разослал во все фракции Госдумы и ожидает от них какой-то реакции. В Общественную палату результаты были переданы «лично в руки» — член ОП Елена Лукьянова присутствовала на пресс-конференции. Остается надеяться, что парламентарии не станут препятствовать поправкам в законы, которые «расширяют» прозрачность их доходов.
Жанна БОБКОВА