Процедура открытия счета в банке становится для компаний все менее банальной, а сами банки понемногу превращаются в настоящих агентов финансовой разведки — многие из них формируют на клиентов подробнейшее досье, вплоть до информации о контрагентах.
За январь — сентябрь Центробанк отозвал около 50 лицензий у коммерческих банков. Многие пострадали за обналичивание. И Ассоциация российских банков (АРБ) испугалась, что занимающиеся отмыванием денег фирмы начнут переходить в добропорядочные банки. Еще в мае АРБ подготовила меморандум с перечнем мер, позволяющих банкам отсекать подозрительных клиентов. А в конце августа Центробанк разослал этот документ по банкам.
Банкирам рекомендуется проводить настоящее расследование деятельности клиента. Узнавать у него, с какой целью создана компания, «в чьих интересах она создана», какой у руководства есть опыт ведения бизнеса, каковы основные направления бизнеса, как формируются ее доходы, есть ли счета в других банках, намерена ли фирма поддерживать с банком долгосрочные отношения, какие у компании основные партнеры. Если же будут приняты предлагаемые АРБ поправки в законодательство, то компаниям, обналичивающим крупные суммы (на 600 000 руб. больше лимитов), придется предоставлять банку первичные документы. Хотят банкиры и получить право отказывать компаниям в открытии банковского счета без объяснения причин.
Банки оказались между двух огней, говорит партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Иван Хаменушко. Борьба с обналичкой будет усиливаться и банкам нужны защитные инструменты, чтобы клиенты не втягивали их в отмывание денег, отмечает зампредседателя правления банка «Легион» Кирилл Парфенов.
Пока банки страхуются «подручными средствами». Тарифы на обналичку повысились летом с 2—3% до 6%, но отказать в открытии счета нельзя, говорит Парфенов. Меморандум АРБ воспроизводит принципы Базельского комитета по банковскому надзору и вольсбергские принципы противостояния отмыванию, в которых говорится, как должен работать банк с подозрительными клиентами, отмечает Александр Сотов из «ФБК-Право». Европейские и американские банки проводят очень подробное анкетирование клиентов и могут отказать любому подозрительному заявителю, говорит управляющий партнер юркомпании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин: «Банк могут заинтересовать даже обороты контрагентов клиента».
Банки уже пытаются собирать подобные сведения о клиентах, говорит замдиректора департамента управления и развития сети «Абсолют Банка " Сергей Авраменко. Но клиент может не рассказывать банку обо всем, а банк не вправе отказать ему в открытии счета, говорит начальник управления финансового мониторинга «Московского капитала» Татьяна Лихачева. «Банк раз в год запрашивает информацию, кто является нашими партнерами, кредиторами, дебиторами, но никогда никаких вопросов по предоставляемой информации не было», — говорит гендиректор «Русполимета» Александр Конюхов.
Но банки находят способ отказать нежелательным клиентам, говорит Хаменушко. «Всегда можно доступно объяснить, что лучше поискать другой банк ", — отмечает сотрудник одного из банков. «Мы проводим детальное анкетирование клиентов, просим объяснить суть подозрительных операций и, если необходимые сведения не предоставляются, не открываем счет или направляем документы в Росфинмониторинг», — говорит председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган.
Мелким компаниям эти процедуры усложняют жизнь, считает Хаменушко. «От банка скрывать нечего, но нет уверенности, что будет обеспечена конфиденциальность сведений», — говорит техдиректор «Никотех интернешнл» (занимается информтехнологиями) Андрей Иванов. Беспокоится о сохранности коммерческой тайны и исполнительный директор «Зет-Керамика» Елена Астахова.
В банковский комитет Госдумы поправки о праве банков отказывать клиентам в открытии счета не поступали, говорит его председатель Владислав Резник. «Договор банковского счета — публичный, и в открытии счета можно отказать, только если не представлены предусмотренные законом документы», — отмечает он. По его словам, поправки о расширении перечня документов, которые компании предоставляют банкам, тоже пока не поступали.
Филипп СТЕРКИН