В пятницу первый зампред Банка России Алексей Улюкаев заявил о намерении ЦБ до конца года увеличить свой ломбардный список за счет корпоративных еврооблигаций. Банкиры и специалисты встретили это сообщение с воодушевлением — впрочем, как и любое другое расширение инструментов рефинансирования. Объемы выпущенных российскими эмитентами бумаг, номинированных в валюте, могут удвоить возможности банков по привлечению кредитов ЦБ. Оптимизм банкиров сдерживают только неверие в то, что ЦБ будет принимать весь спектр корпоративных евробондов, и высокие ставки регулятора.
О планах ЦБ до конца года включить корпоративные еврооблигации в ломбардный список Алексей Улюкаев сообщил на конференции «Российский банковский сектор: взгляд в будущее». По его словам, это произойдет даже несмотря на то, что на данный момент объем бумаг, которые банки могут использовать в качестве залога при рефинансировании, составляет более 700 млрд руб. и он «более чем достаточен» для российских банков. Как отметил в этой связи главный управляющий директор компании «Альфа-капитал» Валерий Петров, «все эмитенты евробондов прошли due diligence международных компаний, их надежность высока, а с учетом нежелания правительства сильно увеличивать объем заимствований других вариантов расширения рефинансирования у ЦБ сейчас нет».
Сейчас банками наиболее востребованы внутридневные кредиты, так как выдаются они бесплатно. Кредиты овернайт выдаются уже по ставке рефинансирования (11% с сегодняшнего дня — см. справку), что гораздо больше ставок межбанковского кредитования (4—5%). При этом деньги ссуживаются только под залог ценных бумаг, перечень которых исчерпывается рублевыми облигациями Минфина и Банка России, субъектов федерации, государственных корпораций и банков и нескольких частных компаний и банков. При этом поправочный коэффициент по приему бумаг в обеспечение в зависимости от надежности и «государственности» эмитента составляет от 0,75 до 0,98. Поэтому банкиры предполагают, что расширение списка произойдет в основном за счет бумаг самых надежных эмитентов, а коэффициент по ним будет самым низким.
«Естественно, не все облигации будут включены в вышеуказанный список (их общий объем превысил $50 млрд.— Ъ), а только ценные бумаги высоконадежных в финансовом плане эмитентов. Мы надеемся, что список значительно расширится»,— говорит трейдер банка «Глобэкс» Андрей Березин, отмечая общий позитивизм шага регулятора. Предправления Русского банка развития Людмила Лебедева тоже сочла расширение рефинансирования полезной мерой. Вместе с тем, по ее словам, «пока ставки по кредитам ЦБ держатся выше рынка, вряд ли даже существенное расширение ломбардного списка повысит привлекательность рефинансирования, тем более что воспользоваться им смогут только банки первого круга, которые могут держать большой портфель таких бумаг».
Но больше всего выиграют от меры ЦБ эмитенты евробондов. «Банки будут принимать фактор ЦБ во внимание при формировании своих портфелей, и ценность таких бумаг повысится,— считает руководитель блока операций с долговыми инструментами ИК «Ак Барс Финанс» Алексей Бабичев.— Конечно, большой спрос может не лучшим образом повлиять на ликвидность евробондов, но для эмитентов это будет даже неплохо, если они планируют выходить с новыми займами».
Игорь МОИСЕЕВ