Объем информации, которую эмитенты обязаны раскрывать, уже до конца этого года может увеличиться в несколько раз. Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении законопроект, обязывающий компании раскрывать, в частности, конечных бенефициаров и перекрестную структуру владения акциями. Впрочем, эксперты полагают, что, даже если компании обяжут раскрывать эти данные, контролирующие органы не смогут проверить их достоверность.
Вчера комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять во втором чтении законопроект о расширении перечня существенных фактов, обязательных к раскрытию эмитентом. Соответствующие изменения вносятся в закон «О рынке ценных бумаг». Сейчас эмитент обязан раскрывать информацию о 13 существенных фактах, рассматриваемый в Госдуме законопроект расширяет этот перечень до 50, в частности, добавлены такие события, как проведение общего собрания акционеров или совета директоров, появление у эмитента признаков банкротства, неисполнение обязательств эмитента перед акционерами или держателями облигаций, размещение облигаций за рубежом. По словам заместителя председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Лианы Пепеляевой, расширение перечня существенно снизит риск использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг.
Наиболее значимые поправки касаются обязанности эмитентов раскрывать отчетность по МСФО, информацию о бенефициарах и перекрестном владении акциями дочерними обществами и самим эмитентом (о «кольцевых схемах» владения акционерными обществами см. также текст на стр. 7). О том, что сейчас ведутся дискуссии по этому вопросу, вчера заявил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов. «Предлагаемые изменения законодательства позволят повысить уровень прозрачности эмитентов для инвесторов»,— заявил он. На сегодняшний день российское законодательство жестко регламентирует раскрытие информации о реальных бенефициарах лишь в отношении банков, входящих в систему страхования вкладов. Другие эмитенты в качестве собственников часто указывают номинальных держателей бумаг.
Для некрупных компаний законопроект предлагает послабления. Так, те компании, число акционеров которых не превышает 500, могут принять решение не раскрывать информацию. Правда, это коснется лишь компаний, не имеющих облигаций и чьи акции не торгуются на рынке. По словам господина Миловидова, от раскрытия информации могут быть освобождены десятки тысяч эмитентов. «Над многими из них сегодня навис дамоклов меч в виде штрафов, которые могут достигать 1 млн руб. При этом в большинстве своем это такие эмитенты, как, например, баня или прачечная»,— указывает господин Миловидов.
Опрошенные «Ъ» эксперты не склонны переоценивать действие закона, если он будет принят в нынешнем виде. Управляющий партнер инвестиционной компании «Третий Рим» Андрей Мовчан сомневается, что такие нововведения существенно улучшат инвестиционную привлекательность компаний: «Я очень много общаюсь с инвесторами по всему миру и, как это ни парадоксально звучит, ни разу не слышал от них жалоб на непрозрачность российских компаний». «Бенефициары не горят желанием называть себя, и они будут прибегать к разным способам избежать этого, поэтому очень важно прописать санкции»,— добавляет директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Александр МАЗУНИН