Группа «Ист» Александра Несиса дождалась завершения кризиса и консолидирует банковские активы — Номос-банк и Ханты-Мансийский банк (ХМБ). Это может быть связано с планируемым выходом банка на IPO
Восьмого сентября «Номос» направил в ФАС ходатайство о приобретении 52,5% акций ХМБ, большую часть которых контролируют владельцы группы «Ист». «Группа «Ист» по соглашению с другими акционерами ХМБ консолидирует банковские активы на базе Номос-банка», — пояснил вице-президент «Ист» Николай Добринов. По его словам, продажа «Номосу» принадлежащего группе «Ист» пакета ХМБ, «по сути, означает централизацию функции управления банковскими активами в рамках единого корпоративного центра и упрощение механизмов корпоративного управления».
Компаниям группы «Ист» — «Ферросплав инвесту» и «Ист-капиталу» — принадлежит по 19,98% ХМБ, еще 8,24% через Russia Finance Corporation B. V. контролирует группа PPF Петера Келлнера. Еще примерно 4,3% были выкуплены у миноритариев ХМБ, что позволило владельцам «Ист» собрать контрольный пакет, пояснил представитель группы. «С правительством округа этот вопрос обсуждался, и мы не возражаем против консолидации этих акций», — говорит председатель совета директоров ХМБ, заместитель губернатора ХМАО Вера Дюдина. PPF как акционер Номос-банка и ХМБ поддерживает консолидацию банковских активов в России — стоимость обоих активов вырастет, сказал представитель PPF Алексей Бехтин. После сделки доля PPF в «Номосе» не изменится.
По размеру активов Номос-банк занимает 15-е место, ХМБ — 21-е, по размеру собственного капитала 15-е и 26-е места соответственно. «Мы ожидаем, что синергетический эффект от стратегического партнерства между двумя банками увеличит масштабы их бизнеса и доли занимаемых ими на рынках банковских и финансовых услуг», — говорит Добринов. ХМБ и «Номос» останутся отдельными юрлицами и будут работать под своими брендами. Одна из причин — желание сохранить клиентов. «ХМБ как бренд на Урале и в Сибири сильнее бренда Номос-банка», — говорит представитель «Ист».
Объединение упростит процедуру управления, сократит издержки, а главное — «большие активы и больший капитал позволят удешевить и увеличить объемы заимствований на рынках капитала и увеличат возможности по кредитованию более крупных клиентов», радуется президент ХМБ Дмитрий Мизгулин. «Мы поняли, что кризис заканчивается, риска для капитала банка нет», — объясняет представитель «Ист». Консолидация приведет к снижению достаточности капитала Номос-банка, однако, говорит близкий к группе источник «Ведомостей», акционеры специально формировали капитал с запасом и объединение не ослабит устойчивость банка. «Номос-банк поддерживает избыточный уровень достаточности капитала — сейчас он составляет около 18%. Если сделка состоится, достаточность капитала составит около 12% при минимуме в 10%», — говорит представитель «Номоса» Александр Дмитриев.
Акционеры могут объединять банки перед выходом на IPO, рассуждает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. О таких планах в Номос-банке заявляли еще несколько лет назад, однако помешал кризис. При оценке на IPO Номос-банк может рассчитывать на коэффициент до двух капиталов и, соответственно, «чем больше будет размер капитала, тем больше банковская группа сможет привлечь», говорит Тулинов.
Наталия БИЯНОВА