Дефицит бюджета по итогам восьми месяцев остался на скромном уровне — 2,3% ВВП. К концу года дефицит, по разным оценкам, может оказаться меньше запланированного на 0,6—1,5 трлн рублей, а средства резервного фонда — сэкономлены.
За январь — август бюджет потратил 5,9 трлн руб., собрав 5,3 трлн доходов, отчитался Минфин. До конца года осталось собрать 2,5 трлн руб. и потратить 4,3 трлн, т. е. среднемесячные расходы должны вырасти примерно на четверть, а дефицит — почти втрое с текущих 645,8 млрд руб.
В последних поправках к бюджету Минфин немного увеличил прогноз доходов, сократив дефицит с 2,43 трлн до 2,39 трлн, или на 0,1% ВВП до 5,3%, что все равно выглядит нереально высоким уровнем, убеждены эксперты: доходы будут выше, расходы — ниже. «Бюджет — это политический документ, а не план, который — кровь из носу — надо выполнить», — рассуждает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Расходы бюджета планировались с запасом на случай повторения кризисной ситуации, полагает он; опасения не реализовались — и даже с учетом традиционного навеса расходов конца года тратить по 1 трлн в месяц малореально и необходимости такой нет. Дефицит и по итогам года при текущем уровне цены нефти может остаться около 2% ВВП — примерно на 1,5 трлн руб. ниже плана, заключает Тихомиров. Даже если выполнить весь план по расходам, дефицит все равно вряд ли превысит 2 трлн руб., поскольку доходы будут выше, говорит Антон Никитин из «Ренессанс капитала»: при сохранении текущих цен на нефть доходы превысят 8 трлн. По консенсус-прогнозу Центра развития Высшей школы экономики, дефицит составит 1,9 трлн руб. (4,2% ВВП).
Для финансирования дефицита Минфин с начала года взял из резервного фонда 519,5 млрд руб., занял на внешнем рынке примерно 160 млрд и на внутреннем — 114 млрд (с учетом погашений; эмиссия — 364 млрд). Эти средства практически исчерпаны, осенью начнется более активное использование резервного фонда, ожидает Никитин: правительство установило максимум расходования средств фонда в 2010 г. в 1,4 трлн руб., таким образом, из него можно забрать еще 900 млрд из оставшихся на 1 сентября 1,2 трлн. Одновременно Минфин имеет право привлечь на внутреннем рынке еще примерно 840 млрд руб. и около 80 млрд — на внешнем. Столько займов не понадобится, говорил замминистра финансов Дмитрий Панкин. Столько просто не занять — нет ликвидности, считает Никитин, оценивая вероятный объем эмиссии в 300—350 млрд руб. до конца года. Проблема обострится в 2011 г., когда будет исчерпан резервный фонд, продолжает он: «Основную роль будет играть политика ЦБ». Сейчас в облигациях ЦБ размещено примерно 1 трлн руб., если ЦБ будет снижать доходность по ним, то ликвидность перейдет в другие инструменты, в том числе ОФЗ.
«Сейчас основная интрига — удастся ли Минфину разместить рублевые евробонды», — считает Юлия Цепляева из BNP Paribas: агрессивно занимать на внутреннем рынке, повышая доходность и вытесняя корпоративных заемщиков, он не станет. Занимать придется — по оценкам Цепляевой, в резервном фонде на начало года останется примерно 850 млрд руб. (дефицит 2011 г. Минфин планирует в 1,8 трлн) и основные займы будут с внешнего рынка: «Не занимать сейчас, когда это можно сделать, глупо, тем более новая фишка Минфина — рублевые евробонды — может очень удачно лечь на настроение инвесторов». Резервный фонд нужно максимально экономить, цена нефти еще долго останется волатильной и, если упадет ниже $60, деньги бюджету очень понадобятся, напоминает она.
Разрыв между доходом от инвестирования фонда и стоимостью займов достигает 250 б. п., рассказывал на конференции UBS Панкин: «Безусловно, мы берем в долг дороже, чем размещаем». Однако кризис показал, что России нужна большая подушка безопасности, без нее пройти кризис было бы невозможно, сказал он: «Решили, что лучше пока не тратить кубышку, а если необходимо — расширять программу займов на внутреннем и внешнем рынке». Очевидно, что правительство предпочтет займы расходованию фонда, не сомневается Тихомиров: к концу 2010 г. в фонде могут оставить 1 трлн руб., а с 2011 г. — пополнять.
В 2000—2003 гг. бюджет всегда планировался с дефицитом и большими займами, а по факту оказывался профицитным, помнит он: сказывалась политика занижения доходов при консервативном макропрогнозе и недофинансирование плана расходов. «Этот простой рецепт, успешно опробованный в период такого же, как сейчас, посткризисного развития, Минфин и премьер применят снова», — не сомневается Тихомиров.
Продлили кризис
Норма Бюджетного кодекса о лимите ненефтегазового дефицита (разница между доходами без учета нефти и расходами) в 4,7% ВВП
Ольга КУВШИНОВА