На экономическом форуме в Сочи премьер-министр Владимир Путин анонсировал новую формулу бюджетной конструкции на 2011 год. Впервые доходы и расходы бюджета прогнозируются исходя из разных прогнозов цены нефти: расчет доходов бюджета предполагает среднегодовую цену на нефть 75 долларов за баррель, расходы — 70 долларов. Предвыборный резерв Белого дома составит около 9 млрд долларов, или 0,6% ВВП. До конца 2013 года создающийся неофициальный «третий суверенный фонд» будет заменять правительству исчерпавшийся резервный фонд.
В пятницу в ходе выступления на нефтегазовой панели форума в Сочи господин Путин неожиданно заявил о новой бюджетной идеологии на 2011 год, которая, по крайней мере временно, заменит при составлении бюджета реализующуюся с 2007 года концепцию ограничения госрасходов через механизмы суверенных фондов. Премьер-министр, комментируя ценовые ожидания на рынке нефти, неожиданно пояснил: «Мы планируем доходы следующего года очень консервативно. Мы планируем доходы бюджета исходя из $75 за баррель, а расходную часть — из $70». По словам господина Путина, в дальнейшем правительство намерено так же «консервативно» подходить к прогнозу цен на энергоносители, исходя из которых рассчитывается бюджет.
Напомним, исходя из среднегодовой цены Urals, Минэкономики и Минфин рассчитывают прогнозные доходы бюджета от налогообложения нефтегазовой отрасли: Минэкономики — в бюджетном прогнозе, Минфин — в «Основных направлениях налоговой политики» и «Основных направлениях бюджетной политики» (ОНБП). В июне 2010 года спор Минфина, настаивавшего на расчете бюджета при цене Urals $70 за баррель, и Минэкономики, ради увеличения госрасходов требовавшего поднять прогноз до $75, был решен в пользу ведомства: ОНБП содержат цифру $75, исходя из этого, прогноз нефтегазовых доходов на 2011 год составляет 4,003 трлн руб.
Совокупные планируемые доходы бюджета на 2011 год, напомним, составляют 8,6 трлн руб., из них нефтегазовые — 46%. Ограничение расходов федерального бюджета через «второй прогноз» в $70 за баррель Urals будет означать уменьшение их и создание в конструкции бюджета нового резерва для Белого дома в размере около 270 млрд руб. Исходя из слов Владимира Путина, дополнительные $9 млрд потенциальных бюджетных доходов не будут «расписываться» в программах госрасходов — речь идет о своеобразном «внутреннем профиците» бюджета при его реальном дефиците.
Конструкция с двумя прогнозами цен на Urals напоминает модифицированную идею суверенных фондов. Напомним, в 2006—2008 годах прогноз цен на нефть влиял на объем планируемых федеральных госрасходов, однако сверхплановый рост цен приводил в основном к росту объемов резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011 году превышение цены нефти порога $70 за баррель приведет к пополнению неофициального третьего федерального фонда расходов, но, в отличие от прежних, правила пополнения и расходования нового фонда регламентированы не будут.
Макроэкономические изменения в бюджетной конструкции не столь значительны: объем «третьего фонда» составит предельно 0,6% ВВП. Тем не менее они вряд ли случайны. Речь идет о сознательном отказе Минфина от возврата в 2011—2013 годах к завоеваниям 2007—2008 годов, то есть жестким макроэкономическим нормам Бюджетного кодекса. На период 2011—2013 годов (на которые приходятся выборы Госдумы и президента РФ) создается максимально удобный Белому дому режим управления доходами. 14 сентября правительство внесло в Госдуму проект очередных поправок в Бюджетный кодекс, которые в парламенте будет представлять заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. Формально поправки призваны скорректировать позиции бюджетного классификатора, создать юридическую основу для создания регионами дорожных фондов с 2011 года, а также продлить на 2011 год отмену ряда ограничений Бюджетного кодекса, временно снятых в 2009 году в силу необходимости расходовать на покрытие дефицита бюджета резервный фонд. Но в результате принятия поправок действие установленных в 2007 году принципов раздельного учета нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, ограничений на размеры привлекаемых правительством за пределами резервного фонда средств на покрытие дефицита бюджета и т. д. будет отменено уже на срок до 1 января 2014 года. Кроме того, вне зависимости от реального размера дефицита бюджета в 2011—2013 годах и состояния цен все нефтегазовые доходы бюджета будут направляться непосредственно в бюджет. То есть ситуации, при которой резервный фонд и Фонд национального благосостояния вновь будут пополняться, Белый дом не предусматривает в принципе.
Создание неофициального «третьего фонда» может иметь более серьезные последствия в 2012—2013 годах, в случае если государство продолжит в будущем занижение размера доходов бюджета по технологии «двух прогнозов». Кроме того, новая конструкция позволит правительству по своему усмотрению сокращать объемы фактического дефицита федерального бюджета — на 2011 год он прогнозируется в размере 3,6% ВВП, но Владимир Путин в Сочи уже заявил, что по факту дефицит и в 2010-м, и в 2011 году может быть ниже.
Дмитрий БУТРИН