Торговый зал, в центре стоит стол, а на нем сто телефонов, к которым подключены брокеры, банки и другие крупные игроки рынка. Так выглядит офис голосовых брокеров — компаний, предоставляющих исключительно услуги по сведению сделок между профучастниками с помощью простого телефона. С конечными продавцами и покупателями такие брокеры никак не связаны.
Классика жанра
Услугами голосовых брокеров по акциям пользуются все большие брокерские компании, говорит главный трейдер «Тройки диалог» Тимур Насардинов. Работает все просто: профучастник, желающий купить или продать валюту или ценные бумаги, сообщает об этом голосовому брокеру. Вместе с ценой он может обозначить и другие условия: продать определенный пакет только целиком или частями, потребовать полной анонимности и т. д. Брокер же начинает искать клиента и в случае успеха сводит двух профучастников для заключения сделки. «Это удобно, например, если речь идет о сделке на много миллионов, часто она гораздо сложнее, чем просто купи-продай, хотя понятно, что маленького частного инвестора с $1000 это не заинтересует», — говорит топ-менеджер крупной инвесткомпании. Между голосовым брокером и его клиентами заключается контракт, а голоса записываются, чтобы не было срывов сделок, рассказывает топ-менеджер одного из таких брокеров. «Кризис пережили хорошо, вся клиентская база работает, хоть и не в тех объемах», — констатирует гендиректор голосового брокера SBH Дмитрий Иванов. Все клиенты, которые остались на рынке, остались и с компанией, клиентская база увеличилась по ряду направлений на треть, говорит гендиректор брокера Premex Павел Гоцев. Сейчас у Premex около 600 клиентов.
Репо и второй эшелон
Основная специализация голосовых брокеров — второй эшелон, говорит главный трейдер «Уралсиба» Олег Воротницкий. «Торговля там имеет специфику, нет ликвидности, нет объемов, и в электронном виде выполнять заказы очень трудно», — уточняет он. При этом Насардинов отмечает: основные обороты голосовые брокеры получают на рынке репо в силу его «огромной емкости». «Можно получить лучшую цену и получить ее быстрее, кроме того, информацию, полученную на слух от голосового брокера, легче воспринимать, глаза устают смотреть в экран», — отмечает старший дилер Московского кредитного банка Михаил Парасенко. Чем менее ликвидная бумага, тем чаще «Ренессанс капитал» пользуется услугами голосовых брокеров, говорит его трейдер Дмитрий Куляшенец: когда спрэд 30—50%, никто не хочет ничего делать по биду и оферу, надо искать в рынке и хорошо, если есть единый центр, который собирает информацию, тогда не приходится обзванивать весь рынок.
Все включено
В мире есть два основных вектора развития голосовых брокеров, отмечает председатель совета директоров ИГ «Русские фонды» Сергей Васильев. Первый заключается в том, что голосовые брокеры объединяются с электронными, а по мере увеличения количества инструментов спрос на услуги голосовых брокеров со стороны банков и других брокеров растет. Второй заключается в том, что российский голосовой брокер скорее информационный. «Он сводит сделки, расчеты же участники производят самостоятельно, а крупнейший мировой голосовой брокер ICAP, например, сам производит и расчеты. И мы ведем переговоры с биржами, обсуждаем, как это можно реализовать в России», — говорит Васильев.
По оценке Гоцева, средний оборот голосового брокера из тройки лидеров составляет 0,5—1 трлн руб. в месяц. Комиссия обычного брокера составляет, как правило, 0,015% от сделки, а у голосового — 0,1—0,25%, рассказывает Воротницкий. Иванов в качестве ориентира называет 0,01%. А представители двух инвестдомов заверили, что платят по $50 за сделку с акциями.
Антон ТРИФОНОВ