Если прошлый год был годом кредитора, то нынешний, по словам самих банкиров, стал годом заемщика.
Для финансово устойчивого предприятия получить кредит сейчас не проблема. По сравнению с докризисным периодом банки стали менее требовательны к залоговому обеспечению, но вместе с тем жестче относятся к финансовому состоянию заемщика.
Год выдался непростой
2009 год оказался настоящим испытанием на прочность как для банков, так и для их клиентов. Привлечь деньги стало практически нереально даже крупнейшим российским компаниям, которые, как считает заместитель председателя правления ОАО «Нордеа Банк» Михаил Поляков, оказались буквально в ножницах: с одной стороны, резкое падение цен снизило их доходы, с другой — полная заморозка рынков капитала привела к невозможности рефинансирования ранее привлеченных коротких кредитов.
«Одновременно произошло несколько негативных событий, повлекших за собой серьезное проседание: ослабевший рубль, сжатие ликвидности, рост ставок — все это привело к сложностям рефинансирования обязательств, особенно если не совпадала валюта заимствования и валюта основных денежных потоков заемщиков», — рассказывает руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов, член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. Следствием этого, по мнению эксперта, стало проседание финансовых показателей заемщиков, их платежеспособности и соответственно их кредитного качества. Все эти изменения имели эффект снежного кома. Банки были вынуждены пересматривать параметры кредитования и одновременно заниматься реструктуризацией кредитов, которые по разным причинам стали проблемными.
По словам и. о. руководителя департамента продуктового менеджмента банка «Уралсиб» Владимира Шмелева, с проблемными активами, которые образовались
«Рынок жил двумя тенденциями: упомянутой уже реструктуризацией кредитов, ставших проблемными, и активным кредитованием заемщиков с высокой категорией качества, — добавляет заместитель председателя правления банка МФК Александр Загренчук. — В итоге такие заемщики были «перегреты» огромным предложением о кредитовании, и в этом году мы наблюдаем смешные процентные ставки по кредитам этим заемщикам, за гранью экономической логики».
Да и кредитовали-то таких заемщиков в прошлом году, по словам начальника департамента корпоративных клиентов Транскапиталбанка Дмитрия Трофимова, в основном только банки первого эшелона. И лишь к концу года между кредитными организациями началась серьезная борьба за крупных клиентов. И как результат, в целом за 2009 год рынок корпоративного кредитования все же немного вырос — всего на 2%, — однако, произошло это, по словам Владимира Шмелева, в основном за счет наращивания кредитных портфелей государственными банками в рамках программ господдержки.
Спрос оживляет предложение
Вместе с тем, как рассказывает Дмитрий Трофимов, потребительский спрос на корпоративные кредиты даже в прошлом году был большим, только тогда он большей частью оставался неудовлетворенным в связи с ужесточением кредитной политики банков, удорожанием ресурсов и, как следствие, высокими ставками кредитования. В текущем году стоимость займов постепенно снижается, банки рас-ширяют круг предприятий, имеющих возможность получить кредит (за счет включения, например, предприятий среднего бизнеса), что способствует росту корпоративного кредитования.
«Сейчас со стороны корпоративных клиентов мы видим оживление спроса на оборотное финансирование, что в первую очередь связано с восстановлением спроса на товары и услуги, — уточняет Михаил Поляков. — Некоторые компании уже начинают размораживать программы развития, приостановленные в кризис». И пускай это пока не многомиллиардные докризисные проекты, но уже сам факт оживления программ такого рода свидетельствует о положительных тенденциях в экономике.
Подтверждает это и положительная динамика корпоративного портфеля большинства банков.
Так, например, кредитный портфель «Уралсиба» по корпоративным клиентам с начала этого года вырос на 7,5% (со 132 млрд рублей до 142 млрд рублей).
По предварительным итогам семи месяцев 2010 года, в Нордеа Банке прирост составил более 11%. При этом объем просроченной задолженности неуклонно снижается в абсолютном и относительном выражении и скоро может составить менее 0,5% от портфеля.
«С весны 2010-го мы показываем пусть медленный, но поступательный рост, — говорит Оксана Панченко. — Конечно, мы привыкли к докризисным 30—40% роста в год, поэтому нынешние 7—10% будут казаться
Стало легче?
«Получение кредита никогда не было легким мероприятием с точки зрения внутрибанковских процедур, — рассказывает Александр Загренчук. — Другой вопрос, что в кредитной гонке до осени 2008 года банки могли долго думать, но все-таки шли на риск и кредитовали под давлением избыточной ликвидности и в погоне за финансовым результатом». Сейчас не все могут себе это позволить, аппетит к риску возвращается, но еще не залечены старые раны. По словам Александра Загренчука, банк МФК не исключение: с одной стороны, есть деньги и нужно на них зарабатывать, с другой — хорошие заемщики сильно закредитованы, и процентные ставки по ним не интересны. «В итоге наряду с классическим кредитованием мы ищем специальные ситуации, где можно больше заработать за счет более сложных схем кредитования, выстраиваем непростые схемы обеспечения рисков, чтобы находиться на приемлемом уровне риска», — резюмирует Александр Загренчук.
«Удивительно, но качественному заемщику сейчас получить кредит даже проще, чем в докризисный период», — продолжает тему Оксана Панченко. Сейчас сложилась такая ситуация, что избыток ликвидности у банков формирует новый уровень ценовых предложений, особенно для компаний первого эшелона (к ним эксперт, например, относит крупнейшие компании в сфере ТЭКа, телекоммуникаций и нескольких других). Для других заемщиков картина не менее отрадная — с поправкой на основные финансовые показатели. «Если общий объем долга здраво соотносится с показателем EBITDA, если понятна стратегия компании, если не падает выручка, то мы с большим удовольствием прокредитуем такого заемщика, — заявляет Оксана Панченко. — Думаю, что не мы одни».
А вот в Нордеа Банке кредитную политику существенно не меняли. «До кризиса мы были сосредоточены на построении крепкого базиса в России и выстраивали отношения с крупнейшими компаниями. Время кризиса подтвердило правильность нашей стратегии, когда уровень NPL по МСФО у нас не превышал 1,5%, — поясняет Михаил Поляков. — Теперь мы продолжаем развивать отношения с уже существующими клиентами, при этом активно расширяем нашу клиентскую базу за счет крупных и средних компаний. Основная идея нашей стратегии на 2010—2011 годы — это диверсификация как по клиентам, так по отраслям и продуктам».
Перспективы есть
Как ситуация на рынке корпоративного кредитования будет развиваться в дальнейшем? Отвечая на этот вопрос, все эксперты сошлись во мнении, что спрос на корпоративное кредитование будет только расти.
Дмитрий Трофимов считает, что при этом будет увеличиваться доля кредитов предприятиям среднего бизнеса. «В сегменте крупных клиентов возможна ситуация, когда заемщики начнут диктовать условия банкам, — уточняет специалист. — И в этих условиях банку необходимо и расширить клиентскую базу, и сохранить маржу с учетом принимаемых рисков».
«Экономика оживает, постепенно восстанавливаются доходы населения, в связи с чем мы ожидаем серьезный рост в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса, так как они гораздо сильнее зависят от конечных потребителей», — дополняет коллегу Владимир Шмелев. По его словам, этот сегмент является для банка целевым, и именно поэтому в июле была запущена новая линейка кредитных программ на весьма привлекательных условиях.
«Спрос на кредиты будет расти, а поскольку качественных заемщиков пока еще на рынке немного, они смогут в определенной мере диктовать свои условия, — уверен Михаил Поляков. — Не в части стоимости — тут мы уже достигли дна и, скорее, будем наблюдать отскок, — но в части сроков: есть большой отложенный спрос со стороны долгосрочного финансирования, в том числе и инвестиционных проектов». По оценке эксперта, во время кризиса одним из немногих источников ликвидности стало кредитование под покрытие экспортных кредитных агентств; это направление продолжит развиваться, хоть и менее активно, чем это было во время кризиса, что связано со сложностью подобных сделок, а также с необходимыми временными затратами. Компании будут рефинансировать долги, привлеченные в течение последних лет по высоким ставкам на короткие сроки.
«Одной из тенденций является желание компаний минимизировать валютные риски, например, компании, ориентированные только на российский рынок и не имеющие валютной выручки, отдают приоритет рублевому кредитованию, — отмечает Михаил Поляков. — Также восстанавливается активность на debt capital markets, на рынок возвращаются инвесторы с аппетитом к риску».
На поэтапное, но поступательное продолжение восстановления спроса во многих отраслях рассчитывает и Оксана Панченко, которая надеется, что это увеличит потребность в кредитовании. Пока же у заемщиков, по ее мнению, есть дополнительная прекрасная возможность обратиться к рынку рефинансирования — как через двусторонние кредиты, так и через клубные сделки и публичные долговые инструменты (в первую очередь рублевые корпоративные облигации).
Какие программы корпоративного кредитования вы сейчас предлагаете?
Михаил Поляков, заместитель председателя правления ОАО «Нордеа Банк»:
«Нордеа Банк видит в клиентах в первую очередь долгосрочных партнеров. Поэтому мы предоставляем не просто кредитные ресурсы, а комплексный банковский сервис, который позволяет компаниям, например управляя ликвидностью, снижать финансовые расходы. Банк предлагает различные виды корпоративного финансирования для крупнейших корпоративных клиентов, крупного и среднего бизнеса. Со стороны первых наиболее востребовано кредитование на общекорпоративные цели (в том числе в виде синдицированного кредитования) и долгосрочное финансирование инвестиционных проектов (в том числе под покрытие ЭКА). Для представителей крупного и среднего бизнеса основным кредитным ресурсом являются двусторонние кредиты. Если в течение последних двух лет основным назначением новых кредитов было рефинансирование или пополнение оборотных средств, то сейчас фокус смещается в сторону финансирования развития, реализации инвестиционных проектов. Мы стараемся гибко реагировать на потребности наших клиентов, например, сейчас возобновляем активную работу по лизингу разных видов оборудования. Наряду с прямым кредитованием мы активно предоставляем нашим клиентам продукты торгового финансирования (гарантии, аккредитивы), которые востребованы клиентами самого разного уровня».
Владимир Шмелев, и. о. руководителя департамента продуктового менеджмента банка «Уралсиб»:
«Стоит отметить, что мы являемся универсальным банком, который предлагает полный спектр кредитных продуктов для своих клиентов. Гибкие условия финансирования и индивидуальный подход позволяют клиентам на максимально выгодных условиях полу-чить кредит на пополнение оборотного капитала или кредит в форме овердрафта. Банк обладает сильными компетенциями в части торгового финансирования, в том числе с привлечением иностранных экспортных кредитных агентств. Очень большое внимание уделяется работе с предприятиями малого бизнеса. В настоящее время банк предлагает для этого сегмента шесть новых кредитных программ: «Бизнес-экспресс» — до 1 млн рублей без залога; «Бизнес-овердрафт» — классический продукт для покрытия кассовых разрывов; «Бизнес-оборот» — кредит на пополнение оборотных средств по привлекательной цене; «Бизнес-инвест» — кредит на приобретение основных средств; «Бизнес-авто» и «Бизнес-ипотека» — специальные условия приобретения автотранспортных средств и коммерческой недвижимости под залог приобретаемого имущества».
Андрей МОСКАЛЕНКО