Сим-карту приравняют к кредитной. Сегодня в Госдуме рассмотрят законопроект о развитии института мобильных платежей, что должно подтолкнуть развитие информационных технологий в финансовой сфере. Член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью
Рынок мобильных платежей сверхперспективен — на сотню россиян приходится около 150 сим-карт, тогда как активных кредитных карт насчитывается лишь 50. Сумма разового платежа может быть невелика. Косвенно она ограничена законом о борьбе с отмыванием денег — платеж свыше 15 тыс. рублей требует идентификации клиента. Но масса даже небольших перечислений представляет существенный интерес для банков.
«За мобильной коммерцией будущее. И мобильный скоро будет вытеснять пластиковые карты при оплате товаров и услуг. Речь идёт о миллиардах, и миллиардах долларов. Банки заинтересованы, чтобы эти потоки шли через кредитные организации, а не создавалась какая-то параллельная платёжная система», — объясняет Анатолий Аксаков.
Удобство очевидно — клиент получает возможность совершить платеж без открытия банковского счета. К тому же прозрачная схема мобильных оплат дает дополнительную защиту от мошенничеств с мобильными переводами. Схема «Вы выиграли приз — подтвердите участие в розыгрыше посредством СМС» — с непременно высокой стоимостью — станет опасной для организаторов. Но за комфорт придется платить — в виде комиссии за банковскую операцию либо за услугу связи.
«Возникает некая прослойка между банком и абонентом оператора связи в виде этого оператора связи. Для нас, для России это совершенно новая конструкция. Естественно, банк захочет за это денег. Законопроект умалчивает, каким образом и кто будет за это платить. Понятное дело, что абонент, но каким образом будет взиматься плата и за что конкретно эта плата будет взиматься — вопрос открытый», — говорит эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов.
Неочевидна и система взаимодействия между банком и оператором связи. Каждой финансовой структуре придется заключать отдельные договоры со всеми продавцами мобильных услуг. Единая сеть платежей может оказаться дырявой авоськой. Отсутствие юридических связей между банком и оператором станет непреодолимым препятствием для третьего звена цепочки — потребителя, который не сможет совершить необходимую транзакцию. Особенно это актуально для регионов
Андрей КОНДРАТЬЕВ