Рубен Варданян, может, и хочет продать «Тройку Диалог», недаром ведь он неоднократно говорил о продаже части из своей 40%-ной доли в компании до 2013 года или даже раньше. Но вот Сбербанк ее покупать, похоже, не собирается. Напрасно, видимо, в начале октября СМИ со ссылкой на анонимные источники даже поспешили озвучить ориентиры возможной сделки: соглашение, вопреки ожиданиям, так и не было подписано. Источник в «Тройке» сообщил Slon.ru, что конкретных планов продажи Сбербанку нет: ни соглашений, ни аудита, — и разговоры о сделке, а тем более о ее сумме, неуместны.
Реакция Сбербанка — та же. «Мы когда «Opel» покупали, у нас был контракт подписан и в его рамках работали. А сейчас он есть? Нет его, вот. Так что непонятно, о чем тут говорить», — попытался вслед за Грефом развеять сомнения директор управления стратегического планирования Сбербанка Дмитрий Тарасов. Однако он подтвердил, что планы создания собственного инвестиционного банка — дело ближайшего будущего.
Чем раньше это произойдет, говорит он, тем лучше: банк вообще намеревался эту задачу решать одной из первых, но кризис помешал. В первую очередь он ударил именно по инвестиционным банкам. В результате «Тройка» пошла продаваться Standard Bank, «Ренессанс» нашел своего спасителя в лице Михаила Прохорова. Разумно было отложить реализацию прежних планов, но поскольку клиенты хотят получать разные продукты из одних рук, Сбербанк будет ускоряться, заверил Slon.ru Дмитрий Тарасов.
Ускорение Сбербанку придаст президент UCP Илья Щербович. Он, как выяснилось, консультирует банк по поводу создания инвестбанка и может занять должность советника президента Сбербанка Германа Грефа. По словам последнего, банк определится с моделью инвестиционного бизнеса до конца года, а пока рассматриваются разные варианты. Известие о скором назначении Щербовича удивительным образом совпало с новостями и комментариями заинтересованных сторон об отсутствии сделки. Уж не он ли чего присоветовал?
Человек, успешнее других продавший собственный инвестиционный бизнес, наверняка лучше других знает, как сбивать цену. А «Тройка», безусловно, не дешевый актив, и сэкономить, купить просто ее команду с топ-менеджерами, как это сделал, например ВТБ в случае с «Дойче Банком», вряд ли получится. Потому что она представляет собой партнерство: 120 сотрудников владеют 63,6% компании (из них Рубену Варданяну принадлежит около 40%), остальными 36,4% владеет Standard Bank.
В «Тройке» говорят, что знали о консультациях со Щербовичем еще несколько месяцев назад, и, тем не менее, назвали планируемое назначение неожиданным. Какую модель бизнеса он будет рекомендовать, пока остается только гадать. Что лучше — покупать готовый бизнес «Тройки» или перекупить чью-либо команду? А может советами дело не ограничится, и он возглавит инвестбизнес Сбербанка? Сам Щербович уверяет всех, что продолжит работу над проектами UCP и переходить в Сбербанк не собирается. Комментировать работу в госбанке Slon.ru вчера он не стал.
Что ж, пусть и не глава, а главный советчик, но в случае со звездой такого масштаба это тоже дорогого стоит. «Щербович принес Сбербанку в своем лице экспертизу того, как делать те или иные вещи: покупать команды, создавать все с нуля и выстраивать инвестиционный банк. Это еще не значит, что он возглавит весь инвестбанкинг. Но люди и сами по себе имеют ценность, поэтому Щербович — у нас», — не скрывает удовлетворения Дмитрий Тарасов.
Если посмотреть на поставленную перед Щербовичем задачу с точки зрения консультанта, совершенно очевидно одно. Купить «Тройку» (или «Ренессанс») — еще на значит построить успешный инвестиционный бизнес. В самый удачный предкризисный год чистая прибыль «Тройки» составила $225 млн, «Ренессанса» — $336 млн. Столько прибыли до налогов только за полугодие уже сейчас зарабатывает в инвестбизнесе главный конкурент Сбербанка — ВТБ (9,7 млрд руб.). «ВТБ Капитал» только год назад вышел на самоокупаемость и уже через пару лет обирается приносить «маме» $1 млрд прибыли в год. Это, по словам его главы Юрия Соловьева, треть ожидаемых доходов группы.
Так что вопрос о покупке «Тройки» для «Сбера», в принципе, вторичен. Ему важнее определиться со стратегией и решить, как именно заработать хотя бы этот $1 млрд, удовлетворить возросшие требования клиентов и как при этом конкурировать с ВТБ. А что касается конкуренции этих национальных инвестиционных чемпионов, то она может оказаться весьма острой и возможно, скоро затмит собой интерес к давнему противостоянию «Тройки Диалог» и «Ренессанс Капитала». Без сомнения, главными игроками отечественного инвестбанкинга станут госбанки. И любопытно то, что оба архитектора этих бизнесов некогда были коллегами и вместе работали в «Дойче Банке». Итак, кто кого, Щербович или Соловьев?
Елена ЗУБОВА