До конца года ФК «Уралсиб» станет единственным акционером сети «Копейка», выкупив 50% акций у топ-менеджеров компании за $500 млн. Пока «Уралсиб» планирует самостоятельно развивать сеть, но участники рынка уверены, что впоследствии она будет продана стратегическому инвестору.
Как рассказал Ъ президент «Копейки» Александр Самонов, сделка по приобретению «Уралсибом» 50% акций «Копейки» будет закрыта до конца года. Источник Ъ в «Уралсибе» это подтвердил, уточнив, что сумма сделки составит $500 млн. Господин Самонов не стал комментировать эту цифру.
25 января состоится собрание акционеров «Копейки», которое переизберет совет директоров и президента компании. Как сообщил Ъ Александр Самонов, он намерен покинуть свой пост и заняться собственным бизнесом. «Каким именно, я пока не решил»,— говорит он. По информации Ъ, «Копейку» возглавит один из топ-менеджеров «Уралсиба».
Розничная сеть «Копейка» была создана в 1998 году. Выручка в 2005 году — $574,8 млн. До последнего времени «Уралсибу» принадлежало 50% акций «Копейки», 30% владел президент компании Александр Самонов, по 10% — ее топ-менеджеры Сергей Ломакин и Артем Хачатрян.
Информация о продаже «Уралсибу» оставшихся 50% акций сети появилась на рынке летом этого года, когда «Копейка» решила перенести готовящееся IPO. Но это был не единственный претендент на половину сети, рассказывал ранее Ъ крупный инвестбанкир. «Изначально мы вели переговоры не только с Уралсибом. Но сейчас могу сказать, что именно Уралсиб станет единственным владельцем компании»,— подтверждает и Александр Самонов. Сделка по продаже половины «Копейки» станет второй по величине в российской продуктовой рознице после слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» в мае этого года. Тогда за контроль над объединенной сетью «Альфа-групп», по оценкам, заплатила около $950 млн. Гендиректор сети «Патэрсон» Юрий Яковчик называет сделку логичной: «Уралсиб — финансовый и стратегический партнер, и консолидация пакета не повлияет на позиционирование сети». Стоимость 50% «Копейки» в $500 млн господин Яковчик называет завышенной на 20—25%. Аналитик «Тройки Диалог» Михаил Терентьев, напротив, называет сумму сделки рыночной и оценивает акционерный пакет «Копейки» в $1 млрд: «Это вторая по величине сделка в России в секторе продуктового ритейла после слияния Пятерочкии Перекрестка». «Возможно, сделка вызвана противоречиями руководства «Уралсиба» и акционеров «Копейки» — у них могли быть взгляды на развитие сети, предполагает основной совладелец «Дикси» Олег Леонов.
Источник в «Уралсибе» говорит, что компания планирует развивать «Копейку» самостоятельно. «Что они будут дальше делать, развивать самостоятельно или продавать стратегу — вопрос, который, скорее всего, будет решаться позже»,— предполагает финансовый директор X5 Retail Group Виталий Подольский. Он также опроверг ранее появившуюся информацию, что X5 ведет переговоры о покупке «Копейки». «Ранее мы действительно заявляли, что «Копейка» нам интересна, но сейчас этот вопрос не обсуждается»,— сообщил он.
Но рано или поздно «Уралсиб» продаст «Копейку» профильному инвестору, уверены Олег Леонов и Юрий Яковчик. «Копейка» выкуплена с целью оптимизации актива, увеличения оборота сети и дальнейшей продажи стратегическому инвестору, возможно, уже через год. «Продуктовая розница — непрофильный для финансовой группы бизнес»,— предполагает господин Яковчик. В случае активной экспансии и скупки мелких региональных сетей стоимость сети может расти на 50% в год, уверен он.
Кристина БУСЬКО, Антон ПАВЛОВ