Проект поправок в Гражданский кодекс, разработанный Высшим арбитражным судом (ВАС), предполагает изменение режима работы иностранных юрлиц в РФ. Офшорные компании будут обязаны депонировать в Минюсте данные о своих владельцах и бенефициарах. Для иностранных компаний, зависимых от российских собственников и работающих в РФ, ответственность собственников будет определяться российским ГК, если иного не требует кредитор.
Проект поправок в первые три части ГК РФ, опубликованный 14 ноября 2010 года на сайте ВАС (подробнее о самих поправках читайте на сайте «Коммерсанта»), предполагает, по крайней мере, на уровне декларации ограничение возможностей по работе офшорных компаний в РФ. Как указано на сайте ВАС, данный блок поправок разрабатывался группой под руководством Ивана Зыкина, руководителя Центра правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН.
Ограничения, вводимые поправками, прежде всего вводятся в статью 21 ГК «Государственная регистрация юридических лиц». Поправка предполагает, что иностранное юрлицо, зарегистрированное в юрисдикции, предоставляющей льготный режим налогообложения и/или не требующей раскрытия информации о своих собственниках и бенефициарах, обязано депонировать «достоверную» информацию в Минюсте РФ о своих учредителях, участниках и «выгодоприобретателях» (бенефициарах). По решению суда РФ такая информация может быть раскрыта, «риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как осуществление деятельности на территории РФ без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо», указано в поправках. Список таких юрисдикций, по данным «Ъ», будет формировать Минфин. Исходя из других поправок в ГК, сделки таких компаний во многих случаях могут быть признаны ничтожными.
Исходя из поправок в другую часть ГК, статью 1202 главы «Международное частное право» (отметим, сама глава существенно изменяется и расширяется), «если учрежденное за границей юридическое лицо регулярно осуществляет свою предпринимательскую деятельность на территории РФ», к требованиям об ответственности по его обязательствам учредителей, участников и менеджменту применяется именно российское право, а не право юрисдикции (во всяком случае, в судах РФ). Исключение — кредитор юрлица может признать т. н. «личным законом» юрлица юрисдикцию регистрации. Это может осложнить работу офшорных «дочек» российских компаний, прежде всего на Кипре, используемых для репатриации капиталов (см. «Ъ» от 12, 15 ноября).
Как именно будет работать новая схема, аналитики пока не знают, тем более что многое будет зависеть и от судебной практики, и от тонкостей «депонирования» информации о бенефициарных владельцах офшоров в Минюсте, и от степени формальности этой работы. «Я бы заходил с другой стороны — со стороны улучшения делового климата. При неблагоприятном инвестклимате такие меры отпугнут российских резидентов, зарегистрированных в офшорах. Там они не только ради минимизации налогов — они получают более качественную защиту своих деловых интересов»,— полагает Александр Морозов из HSBC. По мнению же Юлии Цепляевой из BNP Paribas, ужесточение ожидаемы. «Все страны движутся в сторону большей прозрачности финансовых потоков и раскрытия информации. Но в ответ на любые законодательные инициативы возникают все более изощренные схемы»,— предупреждает она.
Дмитрий БУТРИН, Алексей ШАПОВАЛОВ