По счастью, наша страна находится на обочине валютной войны, развернувшейся в последние недели между Америкой и Китаем. Но это главное экономическое событие осени-2010, и хорошо бы понимать, что там происходит.
Неправильно думать про войну в терминах геополитического соперничества. Глобальные соображения, возможно, играли какую-то роль в прежних конфликтах (хотя их роль, как правило, значительно преувеличивается), но в данном случае определенно не играют. Действия американских денежных властей — фактическое печатание дополнительных долларов для выкупа долгосрочных долгов — продиктованы целиком внутренними проблемами. Если бы остальной мир был для Америки черным ящиком (т. е. неизвестно было бы, что там происходит, просто известен был бы спрос на доллары и приток товаров), то политика была бы в точности такой же. Это не оправдывает США в глазах иностранцев, однако для понимания того, что и как собирается делать ФРС, американский ЦБ, надо понимать, что, принимая решения, она не обращает внимания на внешнеполитические соображения.
Впрочем, Китай тоже воюет с Америкой не потому, что хочет у нее что-то отнять. Заниженный курс юаня нужен китайскому правительству для того, чтобы китайские фирмы, платя своим рабочим в дешевых юанях, имели возможность держать свои цены низкими в долларовом исчислении. Для этого китайские власти покупают доллары, американские долги и другие активы, деноминированные в долларах. Последствия этой политики в течение многих лет облегчали жизнь американских властей: низкие цены на китайский экспорт сдерживали инфляцию, а спрос на долларовые активы позволял правительству легко занимать для финансирования бюджетного дефицита. Однако сейчас китайская политика наряду с действиями десятков правительств, тысяч фирм и миллионов граждан по всему миру, все увеличивающих свои долларовые сбережения, стала для ФРС настоящим кошмаром. Американский ЦБ пытается заставить цены расти (ему нужна, как объявлено, инфляция минимум в 2%), печатая деньги, а у него не получается. В нормальной ситуации, конечно, печатание денег приводит к инфляции, но сейчас ситуация ненормальная. Несмотря на экстраординарные меры ФРС, индекс инфляции в США, не учитывающий продукты питания и цены на энергоносители (эти показатели гораздо более волатильны, чем другие), только что упал до уровня, который был недостижим в течение нескольких десятилетий. Китай, складывающий доллары в кубышку, — одна из причин, по которой ФРС пока ничего не может сделать с угрозой дефляции.
С «военной» точки зрения в краткосрочной перспективе та ловушка, в которую попала ФРС, является преимуществом. ФРС собирается выкупать долгосрочный долг, вбрасывая деньги в экономику до тех пор, пока цены не начнут расти всерьез. Чтобы ответить, Китай не может напечатать больше юаней, потому что это вызовет дополнительный рост цен в юанях (их-то в мире никто не спешит запасать в больших количествах), а они и так растут слишком быстро. На прошлой неделе объявлено об увеличении резервных требований для китайских банков (это даст китайскому ЦБ больше юаней для покупки долларов и чуть уменьшит возможности банков по участию в пузыре на рынке недвижимости), а также о возможных мерах по непосредственному контролю правительства за ценами. Первая мера, по всей видимости, не будет слишком эффективна, а вторая так точно нанесет ущерб экономике в целом. Следите за сводками с театра военных действий…
Константин СОНИН