В начале весны в настроении банкиров произошел перелом. Начиная с марта банки устойчиво наращивают кредитный портфель как в корпоративном, так и в розничном секторе. Открылись для отечественных корпораций и двери западных кредитных организаций. За полгода объем привлеченных синдицированных кредитов составил 6,5 млрд долларов — столько же пришло за весь прошлый год.
Не помешала этому и турбулентность на внешних рынках, связанная с долговыми проблемами в еврозоне. Эксперты прогнозируют, что по итогам года прирост кредитного портфеля отечественных банков составит 12—15% в корпоративном и 11—13% в розничном сегменте.
Банки активизировали розничное кредитование с приходом весны. В марте текущего года портфель кредитов физическим лицам впервые за 16 месяцев вышел в плюс. Плюс был небольшим — всего 0,3% по отношению к февралю. Затем почти ежемесячно темпы прироста увеличивались: апрель — 1%, май — 1,2%, июнь — 1,6%, июль — 1,6%.
Сейчас мировоззрение клиентов — физических лиц меняется в сторону потребления. Как полагает Дмитрий Лепетиков, директор цента маркетинговых исследований ВТБ 24, у человека есть две основных функции: потреблять и сберегать. Когда был кризис, люди боялись за свои сбережения и пытались накапливать средства, а когда началась стабилизация финансовой системы, опять стали потреблять.
В банковской системе на данный момент идет понижение процентных ставок как по кредитам, там и по депозитам. Это наблюдается во всех сегментах кредитования: в автокредитовании (13—15%), потребкредитовании (20—25%) и в ипотеке (12—13%).
«Снижение ставок действительно отражает снижение уровня риска. И действительно, уровень риска новых заемщиков, которые пришли в кризис и послекризисный период, всегда будет выше», — говорит Евгений Тарзиманов, вице-президент «Moodys Восточная Европа».
Ситуацию с кредитованием корпоративного сектора иначе как переменчивой не назовешь. Еще в феврале портфель сокращался, в марте не изменялся, а с апреля начался его динамичный рост, который приобрел хорошие темпы к июню — банки в этом месяце увеличили портфель кредитов нефинансовым организациям на 2,1%. Но уже в июле прирост составил всего 0,3% к предшествующему месяцу.
Евгений Тарзиманов объясняет такую смешанную динамику тем, что в то время, когда был существенный прирост на рынке, банками просто было совершено несколько крупных сделок, которые и способствовали темпам роста портфеля кредитов.
Возрастает роль публичных компаний в качестве заемщиков. Заемщик, не раскрывший информации о своей деятельности, имеет меньше шансов получить кредиты. «В этом смысле рыночные тенденции совпадают с теми принципами, которые в той или иной форме пытаются ввести банковский надзор для кредитных организаций», — отмечает Михаил Сухов, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
Поэтому для наращивания кредитного портфеля в нефинансовом секторе экономики необходимо принимать меры по улучшению качества финансовой информации о заемщике, резюмирует специалист.
Максим КАЗАКОВ