Центробанк опубликовал новый список незаконно работающих пунктов обмена валют. К обнародованному неделю назад перечню из 31 точки добавилось еще 28 обменников, которые никак не связаны с банками. ЦБ не может применять санкции к таким организациям, так как небанковские обменники не относятся к сфере его надзора. В департаменте экономической безопасности МВД заявляют, что с незаконными обменниками проводят плановую работу.
Вчера ЦБ опубликовал новый список незаконных пунктов обменов валют в Москве. Это уже второй перечень, в середине ноября регулятор обнародовал первую группу нарушителей. Таким образом, на данный момент известно о 59 обменниках, которые не имеют отношения к банкам, а значит, осуществляют незаконную банковскую деятельность. В середине ноября ЦБ сообщал, что информация о 31 незаконном обменнике направлена в правоохранительные органы, но пока количество «серых» операционных касс не только не сокращается, но и продолжает расти.
Это далеко не исчерпывающий список незаконных обменников, уточнили в ЦБ. «В основном выявление обменников, бизнес которых обладает признаками незаконной банковской деятельности, производится МГТУ по жалобам граждан,— сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.— Поэтому о том, сколько их всего, судить сложно». Кроме обменных пунктов, не относящихся к какому-либо банку, списки которых составляет ЦБ, в Москве, как установил «Ъ», работает и множество банковских «операционных касс», которые преобразовались из обменных пунктов формально — кроме валютообменных, в них практически не совершается никаких операций (см. «Ъ» от 17 ноября).
С 1 октября в России банкам запрещено иметь отделения, проводящие только валютообменные операции. К этому числу все обменные пункты должны были быть преобразованы в другие типы структурных подразделений банков, осуществляющих и другие операции, или закрыты. Существование небанковских обменных пунктов незаконным было и раньше, поскольку обмен валют — банковская операция.
«Это нарушение можно расценивать как незаконную банковскую деятельность, а иногда еще и как мошенничество,— говорит партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.— Но это дело правоохранительных органов, а не ЦБ, привлекать этих лиц к уголовной ответственности». Согласно ст. 172 УК, незаконная банковская деятельность наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб., но в случае, если деятельность велась организованной группой, может последовать лишение свободы от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. По словам господина Сухова, МГТУ ЦБ направляет материалы о выявленных небанковских обменниках в правоохранительные органы. «Мы не силовая структура, чтобы бороться с незаконными обменниками самостоятельно»,— пояснил он. В департаменте экономической безопасности МВД заявили, что борьба с незаконными обменниками ведется в плановом режиме, но это никак не связано с указаниями ЦБ. «Мы никаких писем по этому не получали»,— отметил собеседник «Ъ». Для того чтобы применение санкций к нарушителям стало масштабным, нужен какой-то политический толчок, считает юрист компании Lidings Андрей Зеленин.
С банками-нарушителями, формально подошедшими к преобразованию своих пунктов обмена валюты в операционные кассы, ЦБ предпочитает разбираться постепенно. Но если мягкий подход не поможет, в следующем году ЦБ перейдет к жестким мерам, крайней из которых может быть отзыв лицензий. «С банками, которые не реагируют на многократные увещевания, предписания и санкции, мы готовы расстаться»,— сообщил господин Сухов.
Василий НАНТАЙ, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Владислав ТРИФОНОВ