По данным ВЦИОМа, каждый пятый житель России считает профессию финансиста самой престижной, а каждый восьмой — доходной. Начинающий финансист получает от $1000, а опытный — до $25—30 тыс. Но достичь топовых позиций без соответствующего образования все труднее.
На наших глазах кардинально изменяется роль руководителей финансовых служб. Екатерина Лисицына, научный руководитель программы МВА-финансовый менеджмент Школы бизнеса «МИРБИС»: «Новые информационные и управленческие технологии позволяют сократить время, затрачиваемое на оперативную текущую работу, и акцент смещается в сторону стратегических вопросов. В результате сегодня финансисты не только определяют финансовую стратегию компании, но и участвуют в формировании стратегии развития бизнеса в целом. Что, в свою очередь, резко повышает значимость программ МВА-финансы. Именно МВА, потому что «просто» знания финансов для решения стратегических вопросов недостаточно».
«В иерархии бизнес-образования финансы занимают одно из высших мест, — отмечает Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА). — Как говорил персонаж Ильфа и Петрова, самая глубокая пропасть в мире — финансовая, в нее можно падать вечно. Это касается не только людей, но и предприятий. С той лишь разницей, что люди действительно могут падать всю жизнь, а падение предприятия происходит очень быстро. И чтобы его не допустить, нужны подготовленные, опытные финансисты и экономисты, которые должны постоянно повышать квалификацию».
Конечно, начинающему финансисту на первых порах может хватить обычной вузовской подготовки. Но по мере продвижения по карьерной лестнице появляются новые обязанности, а значит, нужны совсем иные знания и навыки. «С 1999 года я работал в различных подразделениях большой производственной компании, сейчас — в отделе маркетинга, — рассказывает Андрей Барбашин, ведущий специалист управления стратегического маркетинга «ФосАгро АГ», выпускник института магистерской подготовки МЭСИ. — Я окончил лучший, на мой взгляд, технический университет России — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Этот базис помогает до сих пор. Но на определенном этапе мне стало не хватать знаний в области экономики и финансов. В
Что, где, зачем
Сегодня на отечественном рынке бизнес-образования представлены все возможные направления: от бухучета до финансового менеджмента, от управления финансами до управления стоимостью компании. Разобраться в специфике предлагаемых программ непросто, да и рассчитаны они на разных специалистов. По мнению Александра Чеканского, есть различия в подготовке специалистов для финансового (банки, инвестиционные компании и т. д.) и нефинансового (промышленность, торговля, сфера услуг, агропром и т. д.) секторов. Так, на первых ориентированы специфические курсы, посвященные управлению банковскими операциями или операциями на фондовом рынке. Вторым же незачем подробно изучать эту проблематику.
Поэтому прежде чем нести документы в приемную комиссию, определитесь: что вам нужно? Если не хватает знаний именно в области экономики и финансов, возможно, стоит подумать о втором высшем (это, кстати, и обойдется дешевле). Бизнес-образование — следующая ступень. Оно ориентировано на тех, кто уже имеет определенный опыт работы в финансовых службах и хочет научиться управлять ими. Екатерина Лисицына: «Второе высшее образование хоть и насыщено активными формами обучения, но не является управленческим, в отличие от МВА. И по продолжительности, и по структуре дисциплин они очень разные. В программах МВА больше управленческих подходов, психологии управления, стратегических вопросов — не в ущерб, но на базе знаний финансов, которые люди уже имеют, приходя на программу». С Екатериной согласен Михаил Кудрявцев, директор по экономике и финансам группы компаний «Единая Европа», выпускник ИБДА: «МВА — это не для рядового экономиста или финансового аналитика. Несмотря на специализацию, МВА — это в первую очередь управленческая специальность. Она, скорее, для топов и менеджеров среднего звена».
Пусть меня научат
Как отмечают выпускники бизнес-школ, у программ МВА есть как достоинства, так и недостатки. «МВА дает реальные навыки управления финансами и стоимостью компании, управления компанией через бюджеты, оценки инвестиционных проектов, учит видеть, что действительно важно для вашего рынка, — считает Михаил Кудрявцев. — Однако ни одна бизнес-школа не научит вас «обрастать» деловыми связями, договариваться с банками и бизнес-партнерами. Человек, который в состоянии получить длинный кредит по ставке на 1—2% ниже рыночной, ценится не меньше, чем человек со степенью МВА, знающий технологии постановки бюджетного управления в реальном бизнесе». Многие слушатели жалуются: на предметы специализации отводится недостаточно времени, не хватает практических занятий.
У бизнес-школ — свои резоны. Рассказывает Александр Чеканский: «В нашем институте есть программа профессиональной переподготовки «Директор по экономике и финансам». Однако она не является узконаправленной. Мы готовим не специалистов в области корпоративных финансов, а руководителей финансовых и экономических направлений. Поэтому технике ведения конкретных финансовых операций, проблемам техники бухгалтерских проводок, технике оценки бизнеса или проведения операций на рынке ценных бумаг уделяется меньше внимания. Мы делаем акцент на проблемах глобального характера — современных технологиях постановки эффективных систем управленческого учета и финансового контроля, методологии и методике оценки экономической и финансовой эффективности работы компании в целом и отдельных бизнес-проектов, разработке и реализации финансовой стратегии. Кроме того, готовя руководителей, значительную часть программы мы посвящаем общей управленческой подготовке в области менеджмента, стратегического менеджмента, маркетинга, управления персоналом. Это расширяет карьерные возможности выпускников, позволяет им более четко представлять связи между функциональными подразделениями компании и координировать их деятельность в реализации общей финансовой стратегии».
Представители бизнес-школ отмечают, что довольно часто, приходя на программу, слушатели надеются решить какие-то конкретные вопросы и проблемы. Однако ни одна учебная программа не призвана решать
«В нашей школе уже два года реализуется компетентностный подход к обучению, — рассказывает Екатерина Лисицына. — Его суть в том, что требуемые компетенции руководителей финансовых служб выделены и четко структурированы. Несмотря на дисциплинарный подход (этого требует Росстандарт), мы почти на всех занятиях отрабатываем финансовые и управленческие навыки. Еще один важный момент — формирование аналитических и управленческих документов. Слушатели составляют положения о кредитной политике компании, аналитические записки по оценке финансового рынка, финансовых ресурсов компании и т. д.».
«Я стал лучше разбираться в вопросах движения финансовых потоков, налогообложения и других финансовых аспектах деятельности компаний, — говорит Андрей Барбашин. — А значит, говорить на одном языке с нашими бухгалтерами и финансистами».
Кого хочет работодатель
Чего ждут от финансиста? Исследования, которые Школа бизнеса «МИРБИС» проводила последние несколько лет, помогли выявить ряд тенденций. Оказалось, что наиболее востребованы знания и опыт в таких областях, как оценка бизнеса, международные стандарты отчетности, внутренний учет и контроль, автоматизация (информационные технологии), выход на рынки открытого капитала. С другой стороны, среди требований работодателей обязательно есть управленческие навыки — стратегическое мышление, умение работать в команде, управлять людьми. Часто встречается формулировка «устное общение и владение языком» — оказывается, многие кандидаты не умеют объяснять и грамотно излагать свои предложения. А для финансового менеджера это очень важно — можно многое знать и при этом не суметь донести свою идею до инвестора или собственника. «Классикой жанра» стали профессионализм и этичность. Их, как правило, проверяют на собеседовании при приеме на работу (часто в проверке участвуют психологи). Да и наличие диплома МВА как обязательного условия указывают все чаще. Однако в целом говорить о некоем рейтинге предпочтений не приходится — выделить более и менее важные требования к соискателям трудно, в каждой компании они свои. Например, есть организации, где одним из важнейших навыков считают «привлечение дешевого заемного капитала» (снижение ставок по привлеченным кредитам). И некоторые работодатели в своих предложениях даже мотивационный пакет ориентируют на это, предлагая в качестве вознаграждения процент от снижения ставок по кредитам. Столь подробные и жесткие требования со стороны работодателей не случайны. Сотрудникам ежедневно приходится решать вопросы, связанные с планами платежей (ведение платежных календарей), счетами дебиторов и кредиторов, взаимоотношениями с банками, управлением денежными потоками и т. д. Не менее востребованы навыки составления бюджета на следующий год или обновления стратегических планов компании на ближайшие три-пять лет. Несмотря на то, что новые инвестиционные проекты у компаний появляются не каждый день, современная ситуация такова, что многие российские предприятия находятся в поиске: одни ищут финансирование под развитие своего бизнеса, другие — привлекательные направления вложения своих средств. И те и другие крайне заинтересованы в управленцах, умеющих оценивать инвестиционные проекты в условиях неопределенности и все еще высоких рисков ведения бизнеса у нас в стране.
Наталья КЛИМЕНКО