Инфляция в России по итогам декабря 2006 года будет выше ожидаемой. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что на вчерашний день она уже составила плановые 9%. Оставшиеся три дня новогодних продаж могут нарушить планы правительства удержать инфляцию в коридоре 8,5—9%. Впрочем, довольны ритейлеры: под Новый год российские покупатели меняли потребительские предпочтения и все более напоминали западных.
О предновогоднем всплеске инфляции заявил вчера на последнем в 2006 году заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, инфляция в декабре 2006 года будет значительно выше, чем во все последние месяцы. Министр назвал происходящее «синдромом декабря». Минфин отмечает, что по состоянию на 28 декабря потребительская инфляция составила около 9% в годовом исчислении. Отметим, что последние три дня года продажи в рознице чрезвычайно высоки — судя по всему, инфляция по итогам года все же превысит 9-процентный уровень на 0,1—0,2%: Минфин уже ожидает «превышения запланированных показателей». Напомним, в начале 2006 года ожидалось, что инфляция за год не выйдет из коридора 8,5—9%.
Алексей Кудрин считает, что главной проблемой «синдрома декабря» является влияние массовых платежей конца года на показатели января-февраля 2007 года. Впрочем, найти главные составляющие роста цен уже не так просто. Росстат опубликует данные о декабрьской инфляции, как ожидается, в феврале 2007 года. Существенного роста цен на базовые составляющие потребительской корзины не отмечалось.
Так, по словам директора по коммуникациям компании X5 Retail Group (продуктовые сети «Пятерочка» и «Перекресток») Геннадия Фролова, в сетях Х5 розничная инфляция в среднем в два раза ниже, чем в целом в стране. «В течение года цены повышались на уровне этой розничной инфляции, и в декабре они корректировались в соответствии с этим показателем, то есть произошло небольшое повышение цен»,— сообщил он. В целом об этом же говорят и в других продовольственных сетях, роста цен на продовольствие не было.
В торговых сетях непродуктового сектора также говорят о том, что роста инфляции не видят. «Поскольку большая часть продукции, которую мы реализуем, является импортной, то влияние на ценообразование в сети оказывают колебания курса евро»,— объясняет гендиректор сети парфюмерии и косметики «Л`Этуаль» Александра Ушкова.
По словам президента сети магазинов мужской одежды «R2» Сергея Санько, на одежную розницу повышение уровня инфляции также не повлияло. Однако он в числе многих ритейлеров отмечает резкое изменение в потребительском поведении в 2006 году, уже повлиявшего на структуру продаж.
Стандарт поведения россиян в этом году сильно изменился, и модель покупательского спроса стала походить на западную. По словам господина Санько, на Западе пик продаж одежды приходится на январь-февраль, когда на одежду выставляются большие скидки. «Похоже, что в России ситуация становится примерно такой же. Обычно в России пик продаж одежды приходился именно на декабрь. Однако в этом году продажи в декабре снизились на 20—30% по сравнению с декабрем 2005 года,— рассказывает господин Санько.— В основном покупают парфюмерию и бытовую технику. Но мы ожидаем, что с 10 января продажи вырастут на те же 20—30%».
Александра Ушкова говорит, что для парфюмерных сетей декабрь — самый удачный месяц для продаж. «Единственное, в прошлом году высокие продажи были в течение всего декабря. А в этом году пик продаж сместился на последние пять-семь дней месяца, но в итоге предновогодние продажи прошлого и этого года будут на одном уровне»,— отметила она.
Зато значительно выросли продажи в сетях бытовой техники и электроники. «По сравнению с декабрем прошлого года продажи в этом году выросли на 31—32%»,— говорит директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. На ценах в «Техносиле» инфляционные ожидания, по словам представителя сети, никак не отразились. «Обычно ритейлеры электроники сами не повышают цены, наоборот, мы заинтересованы дать скидки на некоторые группы товаров. В декабре все цены поставщиков остались без изменения»,— говорит госпожа Сенюк.
Анализ новогодних продаж 2006 года сможет изменить предложения торговых сетей лишь накануне 2008 года; если российский потребительский рынок действительно изменился накануне нового 2007 года, скорее всего, через год в России уже будут эффективно работать большинство приемов из арсенала крупных розничных сетей ЕС и США. Что же касается инфляции, то всплески ее в декабре обещают быть меньшими — разумеется, если правительство будет следовать относительно жесткой финансовой политике.
Дмитрий БУТРИН, Кристина БУСЬКО