В декабре 2010 года темпы оттока капитала из России, судя по предварительным данным ЦБ, существенно снизились, и в итоге отток по капитальному счету Банк России в прошлом году оценивает не более чем в $30 млрд. Пока неизвестно, будет ли проблемой-2011 продолжение оттока, но другая проблема уже очевидна: прямые иностранные инвестиции в РФ в 2010 году снизились до 3% ВВП против 3,6—4% в кризисные 2008—2009 годы, и улучшить ситуацию чисто «техническими» мерами регулирования рынков не может ни ЦБ, ни правительство.
Отток капитала в конце 2010 года был меньше, чем в предыдущие месяцы. Данные ЦБ о валютных интервенциях на открытом рынке в декабре 2010 года демонстрируют сокращение чистой продажи иностранной валюты. По сравнению c ноябрем 2010 года нетто-продажа долларов США сократилась в 6,6 раза — до $720,32 млн, а евро — в 3,7 раза, до €167,49 млн, притом что весь объем интервенций был целевым, то есть не был направлен на «сглаживание колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов», которое чаще всего происходит на фоне чистого оттока иностранного капитала, что подтвердил и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. В конце декабря господин Улюкаев оценивал отток капитала по итогам 2010 года в $25—30 млрд, напомнив, что по итогам 11 месяцев 2010 года он составил $27—28 млрд.
«Может быть, маленький приток случился, может быть, не случился»,— оценил он перспективы потоков капитала в декабре. В отношении перспектив 2011 года комментарии Алексея Улюкаева выглядят настолько же неопределенно. «Думаю, что в 2011 году степень неопределенности очень высока. Мы можем испытать продолжение некоторого оттока капитала, но можем испытать и приток, причем приток возможен довольно большой»,— заявил он агентству «Прайм-ТАСС». Согласно официальным оценкам ЦБ, в 2011 году в зависимости от среднегодовой цены нефти можно ожидать от $15 млрд чистого притока капитала до $10—20 млрд оттока. Похоже, Алексея Улюкаева не очень беспокоит ситуация с оттоком и притоком капитала: ожидаемый отток на уровне $25—30 млрд в 2010 году — это «не хуже, чем было в прошлом, или не хуже, чем нулевой результат». «Во многом отток — это результат «отжатия» того ненужного краткосрочного капитала, который приходил к нам в силу особенностей нашей курсовой и процентной политики. И мы хотели бы его отжать, это правильно. Отчасти отток связан с локальными вещами: с циклами долгового финансирования, обслуживанием и погашением долгов»,— заявил первый зампред ЦБ.
Больше, чем отток капитала, господина Улюкаева беспокоят мизерные прямые иностранные инвестиции. По предварительной оценке, обнародованной премьер-министром Владимиром Путиным 28 декабря 2010 года на заседании правительственной комиссии по иностранным инвестициям, за 2010 год в РФ пришло порядка $40 млрд прямых иностранных инвестиций (порядка 3% ВВП). В 2009 году их объем составлял $36 млрд (3,6% ВВП). «Нам нужны прямые иностранные инвестиции, причем не просто капитал, а умные инвестиции, создание рабочих мест нового качества, передача технологий»,— заявил господин Путин.
Данные Росстата свидетельствуют, что львиная доля прямых иностранных инвестиций в РФ по-прежнему приходится на офшоры (см. «Ъ» от 12 ноября 2010 года). «Сейчас для России одно хорошо — прямые иностранные инвестиции. Если бы они приходили больше, то это было бы однозначно правильно. Но мы пока не видим никаких оснований, что они будут серьезно увеличиваться. И это связано, как сказал президент Дмитрий Медведев, с плохим инвестиционным климатом»,— пояснил представитель ЦБ.
Алексей ШАПОВАЛОВ