Когда три года назад создатель и президент страховой группы «Спасские ворота» Борис Хаит и его младший партнер Михаил Тамиров договорились о продаже контроля над страховщиком Банку Москвы, в «Ведомостях» вышла статья с заголовком «Столичные ворота». Банк, задумавший выстроить крупный страховой холдинг и собиравший под крылом столичных страховщиков, купил «Спасские ворота» перед самым кризисом, и можно предположить, что не поскупился. Сам Хаит на вопросы о сумме сделки всегда отшучивается: «Вам что, интересно, сколько у кого денег в кармане?» И, услышав утвердительный ответ, говорит уже наотрез: «Не скажу».
С имиджевой точки зрения, пожалуй, банк попал в точку — «Спасские ворота» у многих ассоциируются именно с Москвой. Группа в свое время активно занималась муниципальными программами, страховала городское жилье, продавала полисы ОМС. Рассказывают, что хорошие отношения Хаита с ныне опальным мэром Юрием Лужковым помогали страховщику вести бизнес, и не только страховой. «Особых привилегий у мэрии для нас я не вижу, тем более, что многие страховщики давно работали и работают с городом», — парировал Хаит в интервью «Ведомостям» пару лет назад.
С бизнесом все было немного по-другому. После сделки грянул кризис, премии «Спасских», как и у конкурентов, стали падать. Хочешь — не хочешь, а объединение детища Хаита с главным страховым активом банка, группой МСК, было неизбежно по многим причинам:
Все это время партнеры не могли решить, на каких условиях будут объединяться. В этом году «Спасские ворота» присоединятся к группе МСК, при этом основной акционер единой компании, «Столичная страховая группа» (к слову, один из акционеров Банка Москвы), получит 88,5% в ее капитале, а Хаит — 8%. Очень даже неплохо.
Есть несколько «но». Времена изменились, и каково сейчас отношение Банка Москвы к страховому бизнесу, понятно, наверное, немногим. После смены мэра новый хозяин появился не только в здании на Тверской — владельца, не исключено, сменит и сам банк. Президент ВТБ Андрей Костин торопится получить контроль над Банком Москвы уже в первом полугодии 2011 г. Менеджеры МСК и «Спасских» признаются в частных беседах: «Никто ничего не знает, все ждут, что будет дальше». Неясна также судьба президента и одного из основных акционеров Банка Москвы Андрея Бородина, главного идеолога столичного страхового проекта. Я жду развязки и искренне надеюсь, что Хаит не продешевит и на этот раз.
Алексей РОЖКОВ