Банк России рассматривает возможность реформирования своих функций. Такую мысль озвучил вчера на банковской конференции первый заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян.
«Вольтерьянцы» из ЦБ
Под реформированием понимается выделение надзорных функций ЦБ. Но это выделение, по мнению реформаторов из ЦБ, вовсе не означает «увод». Выпускать надзорные функции из своей компетенции Банк России не намерен. Либерализм его управляющих ограничивается созданием внутри себя специального подразделения. «Следующим этапом может быть отделение регулирования от практического надзора. Я имею в виду центральный аппарат», — сказал Геннадий Меликьян и добавил, что «есть еще предложение централизовать все и забрать у территориальных подразделений надзор». Все эти реформы, впрочем, дело далекого будущего. Никаких конкретных сроков в ЦБ не называют.
Лучшая защита
Слова Геннадия Меликьяна стали своего рода ответом на усиление давления, которое в последнее время испытывает Центробанк. Недавно депутаты Думы в очередной раз воскресили идею отъема надзорных функций у Банка России и передачи их Росфинмониторингу. Кроме того, глава Росфинмониторинга Виктор Зубков озвучил предложения по ужесточению контроля над операциями с наличностью. Суть этих предложений сводилась к увеличению сектора контроля финансовой разведки, который она проводила бы параллельно с ЦБ. Правда, Виктор Зубков специально подчеркнул, что его ведомство на надзорные функции Центробанка не претендует. «Он (ЦБ) это делал, делает и будет делать еще очень долго», — сказал чиновник. Как долго? Никто точно не знает. И поэтому Банк России взял дело в свои руки, заранее застолбив площадку возможностей в свою пользу.
Очередное нашествие мегарегулятора
На фоне атаки «финансовых мониторов» активизировались традиционные противники Центробанка. Вчера выяснилось, что банковский комитет Госдумы уже подготовил ряд рекомендаций правительству, среди которых содержится предложение рассмотреть вопрос создания мегарегулятора с передачей ему функций банковского надзора. В марте нынешнего года ФСФР собирается внести в правительство свой доклад о создании мегарегулятора в сфере финансовых рынков, в котором также должно быть уделено большое внимание вопросу надзора за банками. Попытки управляющих фондовым рынком вторгнуться в сферу интересов Банка России предпринимаются давно. Своего пика они достигли в середине 90-х, когда между ФКЦБ (предшественником ФСФР) и Центробанком разразилась самая настоящая культурная война. Но Центробанку удалось ее отбить. В 1998 году, сразу после банковского кризиса, передать надзор от ЦБ правительству требовал Международный валютный фонд. ЦБ выстоял. В 2003 году «обособить контрольные и надзорные функции ЦБ, выведя их в отдельную структуру» предлагала комиссия по административной реформе. В 2004 году, когда была создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), начались разговоры о переводе функций банковского надзора в ее компетенцию. Основным лозунгом дня стала необходимость создания единого мегарегулятора фондового рынка. К этой идее в ЦБ относятся с большим подозрением. «Нет никаких практических подтверждений, что изъятие этих функций у Банка России приведет к эффективному надзору», — заявил вчера Геннадий Меликьян. Впрочем, глава ФСФР Олег Вьюгин неоднократно подчеркивал, что этот вопрос требует очень серьезной проработки, поскольку механическая передача надзора и контроля за банками из ЦБ мегарегулятору скорее всего приведет лишь к развалу самого контроля. Олег Вьюгин, работавший в ЦБ, знает систему его деятельности изнутри и понимает, что не стоит брать нахрапом.
Постепенная реформа
Самым активным сторонником сохранения функций регулирования внутри ЦБ был покойный первый зампред ЦБ Андрей Козлов, который как раз и курировал это направление. Он утверждал, что каждая страна должна строить такую систему управления банковским надзором, которая ей удобна, и что в России банковский надзор поставлен лучше любого другого надзора. Не собирается ЦБ делиться полномочиями и сейчас. Правда, Геннадий Меликьян допустил, что «на каком-то этапе, когда будут господствовать конгломераты, может быть эффективным надзор, осуществляемый единой структурой», но добавил, что во время переходного этапа, «когда порядок не навели», такой потребности нет. Сколько может продлиться этот переходный этап, зампред не уточнил, но ясно дал понять, что это дело не ближайших лет. «В целом мы идем в правильном направлении, революционных изменений в банковской сфере в 2007 году не будет», — сказал он.
Евгений МАЗИН