В последнее время часто обсуждается решение некоторых иностранных банков сократить свой бизнес в России. Прежде всего хочу отметить, что не стоит нагнетать обстановку вокруг банковского сектора иностранного происхождения. Четкой тендеции к закрытию банков нет, да и не было. Россия не потеряла «плодородность своих почв», и банки Европы и Америки все также охотно работают здесь.
На деле никакого оттока иностранного капитала из банковской системы России не произошло. Да, ряд банков, таких как HSBC, Barclays, Santander, KBC, приняли решения о сокращении или даже о прекращении бизнеса в нашей стране. Но в данном случае уместно говорить только о массовой рознице. Ведь некоторые банки, прекратив работу с населением, продолжают инвестиционную и корпоративную деятельность в России.
Справедливости ради нужно признать, что банки, не выдержавшие кризисной осады, не являлись видными, имеющими вес игроками в рознице. Доказательством этого служит то, что их исчезновение никоим образом не отразилось на массовом сегменте. Не произошло и перераспределения долей рынка среди банков.
Необходимо учитывать, что вышеупомянутые банки пошли в розницу накануне кризиса и, возможно, просто не успели занять надежных позиций. Наконец, подобные решения принимаются не только исходя из страновых планов, но и согласно консолидированной позиции этих международных банковских групп в мире.
Большинство крупных иностранных банков, работающих в России, таких как Societe Generale, Unicredit, Raiffeisen не изменили свои стратегические планы. В качестве примера долгосрочных планов иностранных игроков можно привести группу Societe Generale (в нее входит и Росбанк), которая сейчас завершает консолидацию своих российских активов. В группе действует стратегия развития до 2015 г., в ней Россия является одним из ключевых рынков.
Итоги прошлого года показали, что розничный бизнес постепенно выздоравливает. Объемы выдаваемых кредитов практически сравнялись с докризисными значениями. Разумеется, кредитного бума мы пока не ожидаем. Но тут от банкиров, прямо скажем, мало что зависит. Нам скорее остается ждать, когда население вновь достигнет прежнего уровня материального достатка и справится с психологическими проблемами и страхом перед нестабильностью.
Что касается корпоративного кредитования, то здесь главным драйвером является инвестиционный спрос, а он только начал путь к восстановлению. Тем не менее, Росбанк достаточно позитивно оценивает среднесрочные перспективы кредитного бизнеса во всех сегментах. Но развитие на этот раз будет плавное, а не взрывное.
Инвестиционная привлекательность России набирает обороты, страна приковывает к себе предприимчивые взгляды иностранных бизнесменов. Учитывая циклический характер экономического развития, вполне можно ожидать, что, пережив последствия кризиса и наладив «домашний» бизнес, временно отошедшие от дел зарубежные банки вновь начнут осваивать российский рынок. Конечно, это произойдет не завтра и даже не послезавтра. Но такая вероятность очень велика.
Владимир ГОЛУБКОВ
Автор — председатель правления Росбанка