Если отставка нынешнего руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимира Миловидова произойдет, это, очевидно, станет вызовом для большинства участников российского фондового рынка. Рискуя показаться ангажированным и ни в коем случае бросая тень сомнения на квалификацию возможных приемников, отмечу, что нового успешного руководителя ФСФР среди бюрократов найти будет ох как непросто.
Дело даже не в том, что Миловидов плотно изучал фондовые рынки еще тогда, когда в России про них почти никто ничего не знал. И не в том, что в 1992 г., когда многие из нынешних профессионалов фондового рынка ходили в начальные классы школы и торговали разве что вкладышами из жвачек, он написал первую в стране монографию об инвестиционных фондах. Нет. Вопрос в подходе к делу.
Фондовый рынок состоит из большого количества институтов: бирж, управляющих компаний, брокеров, депозитариев, регистраторов, частных инвесторов, которые используют алгоритмические системы, и частных инвесторов, которые их не используют, инвестиционных банков и прочее, и прочее. В ближайшее время в сферу ответственности ФСФР добавится еще и страховой рынок. Все эти институты находятся в стремительном круговороте жизни, они постоянно просят подкрутить законодательство здесь, разрешить торговать там, снять запрет сям и т. д. Таков фондовый рынок, и новому руководителю придется смириться с тем, что только в мрачной тиши кабинетов или в рамках Очень Важных Совещаний этих проблем не решить. Придется «выходить в поле» и общаться с участниками рынка, принимая подчас нелицеприятную критику. Иным способом качественно надзирать и регулировать фондовый рынок не получится.
У Владимира Миловидова это получается. Это видно не только по его частым встречам с участниками рынка, но и по кулуарным оценкам его деятельности. За редким исключением они вполне положительные, причем даже в сугубо неофициальных беседах. Безусловно, деятельность ФСФР в некоторых сферах можно назвать неоднозначной или вялой. Это и история с ЦМД, и неудачная попытка ЕБРР купить пакет в РТС, и отсутствие на текущий момент реальных дел по инсайду и манипулированию рынком. Однако едва ли найдется участник рынка, который без кокетства скажет, что ФСФР ничего не делает для развития российского фондового рынка или что мнение бизнеса не учитывается.
С приходом нового руководителя все может стать лучше. А может и не стать, и на долю участников рынка тогда выпадет настоящее испытание. Ведь вместо записей в «Живом журнале» из серии «Участники рынка, помогите разобраться!» они могут получить встречи только по большим праздникам и жесткое директивное регулирование.
Антон ТРИФОНОВ