Экспертная группа, прорабатывающая для правительства изменения в «Стратегии-2020», предлагает ограничить госбанки в развитии за счет лимитов на региональных рынках или запрета на поглощение финансовых активов.
Любопытно, что авторами этих предложений являются президент Сбербанка Герман Греф и председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Если бы такой запрет уже вступил в силу, Сбербанк не смог бы купить«Тройку диалог», а ВТБ — Транскредитбанк и Банк Москвы.
Кто бы от этого выиграл? После того, как «Сбер» завершит покупку «Тройки», российский рынок инвестиционно-банковских услуг будет фактически монополизирован двумя государственными гигантами — «Тройкой» и «ВТБ капиталом», а частным игрокам прийдется бороться за каждого клиента, забыв о рекордных прибылях тех лет, когда не было госинвестбанков. Так что для частных игроков такой запрет стал бы настоящим спасением: «Сберу» пришлось бы строить инвестбанковский бизнес с нуля и терять драгоценной время на его становление.
Кому бы хотелось, чтобы ВТБ не купил Банк Москвы? Желающих — масса. Самый ярый противник этой сделки, Альфа-банк, упорно настаивал на продаже доли города в «Банке Москвы на конкурсе. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина говорила, что не считает оптимальной процедуру продажи Банка Москвы без аукциона. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что долю столичного правительства в Банке Москвы лучше продавать на конкурсе, чем напрямую заранее известному покупателю.Помощник президента Аркадий Дворкович, входящий в наблюдательный совет ВТБ, голосовал против того, чтобы ВТБ покупал Банк Москвы. Думаю, и сам Греф, наверное, не особо рад тому факту, что основной конкурент — ВТБ — за счет покупки Банка Москвы может укрупнится и приблизиться по размерам к «Сберу».
Я уверена, будь на месте ВТБ частный покупатель, сделка вызвала бы меньше возмущений. Не нарушая закон, ВТБ как госбанк с серьезным административным ресурсом консолидирует Банк Москвы «особыми методами», использовать которые частный банк, боюсь, не смог бы. Во-первых, правительство смогло продать долю города ВТБ без конкурса через ЦТК, хотя федеральное имущество продается, в основном, на аукционах. Во-вторых, купив в Банке Москвы более 30%, ВТБ не выставил и не будет выставлять оферту, сделав ЦТК своей аффилированной структурой; таким образом, не нарушив закон, он освободил себя от выставления оферты. Наконец, де-факто купив в Банке Москвы более 50%, но распределив их на различные структуры, ВТБ до сих пор не является держателем контрольного пакета.
В итоге миноритарии не дождались и думаю не дождутся оферты, а число недовольных растет. Так, может, все-таки лучше было бы продать Банк Москвы не госбанку, а например, «Альфе»? Тогда «Альфа» сократила бы отрыв от ВТБ, укрепив позиции крупнейшего частного игрока, и волны недовольства, возможно, и не было бы. Думаю, Греф и Вьюгин в
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ