Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, мы наблюдаем уже не восстановление, а новый этап роста. Сейчас важно учесть уроки кризиса и не допустить чрезмерного смягчения критериев оценки рисков.
Новые сделки на рынке лизинга в прошлом году продемонстрировали динамику, сопоставимую с 2007-м: сумма контрактов по сравнению с 2009 годом выросла в 2,3 раза. Столь высокую активность уже трудно назвать восстановлением — скорее, это волна роста. Объем нового бизнеса в денежном выражении составил 725 млрд рублей (см. таблицу 1), совокупный лизинговый портфель на 1 января 2011 года увеличился до 1180 млрд рублей.
Повышение активности превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на 10—20%, по итогам 9 месяцев 2010-го «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75—85%. Фактически же рынок расширился на 130%.
Быстрый рост, на наш взгляд, обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (это позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Госкомпании в авангарде
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году — «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-лизинг». В сумме на эти компании пришлось 41,1% объема новых сделок.
Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен ОАО «ВЭБ-лизинг» (см. таблицу 2). Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, «ВЭБ-лизинг» успешно развивает и корпоративное, и розничное направление. В сфере малого и среднего бизнеса проведена масштабная работа по расширению филиальной сети: в 2010 году было открыто 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.
«Сбербанк Лизинг» тоже активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. В структуре новых сделок компании 38% пришлось на лизинг железнодорожной техники, собственный парк грузового подвижного состава составил более 34 тыс. единиц.
Наиболее заметными сделками «ВТБ-лизинга» в 2010 году стали поставка ОАО «Информационные спутниковые системы им. М. Ф. Решетнёва» оборудования для производства космических аппаратов (поставщик — Soraluce S. Coop.) и поставка Сибирской угольной энергетической компании партии вагонов в оперативный лизинг.
Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в целом по рынку в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса — 47,7% (в 2009-м — 25,4%, в 2008-м — 13,7%).
Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, на наш взгляд, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через Государственную транспортную лизинговую компанию, судостроительной — через «ВЭБ-лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях — «Сбербанк Лизинге» и «ВЭБ-лизинге». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.
Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями пока случаются редко (см. график 2). Рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей чаще всего разные. Среди участников исследования десять лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили лишь в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые структуры имели опыт и победы, и проигрыша).
Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда были необходимы оперативные решения и более гибкие условия. А государственные компании безоговорочно побеждали в тех сделках, где важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга: имея зачастую в два раза более дешевое фондирование, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам по силам только компаниям, имеющим возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких структур, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (по оценке «Эксперт РА», около 12% на 1 января 2011 года), в России крайне мало.
Лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника — 39,1% в 2010 году (см. таблицу 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3 до 10,5%. Доли сегментов грузового и легкового автотранспорта составили 8,4 и 7,1% соответственно.
В ответ на рост спроса на лизинговые услуги и ужесточение конкуренции лизингодатели пошли на либерализацию ряда параметров риск-менеджмента. В условиях посткризисного восстановления это оправданно и даже необходимо. Но важно, чтобы в условиях роста портфелей лизинговые компании не потеряли чувство меры и избежали чрезмерного ослабления критериев оценки рисков. Если же уроки недавнего кризиса не будут учтены, даже незначительный макроэкономический шок больно ударит по отрасли.
Навели марафет
В 2008—2009 годах российские лизингодатели столкнулись с массой новых трудностей, которых раньше не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков привел к сокращению рынка на 68% за два года. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками: если до кризиса таких было по семь в год, то в 2009 году отделы риск-менеджмента сформировали 11 компаний (см. график 3). Компании, у которых подразделение риск-менеджмента в начале кризиса уже существовало, вводили дополнительные процедуры управления рисками и разрабатывали новые регламентирующие документы.
«Существенной особенностью совершенствования системы управления рисками в нашей компании стало, к примеру, внедрение лучшей банковской практики риск-менеджмента, в частности методики расчета экономического капитала на покрытие кредитных рисков, расчетов вариантов ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, методик управления операционным риском», — комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ-лизинг».
Качество управления рисками в целом по рынку хотя и улучшилось к началу 2011 года, все же, на наш взгляд, остается невысоким. Далеко не все компании имеют отдел риск-менеджмента, нормативные документы по управлению рисками, устанавливают и четко соблюдают нормативы по уровню риска.
Характеристики текущей системы риск-менеджмента российских лизингодателей приведены в таблице 4. По оценке «Эксперт РА», менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками, и только у 43% компаний это подразделение подчиняется непосредственно руководителю организации (на наш взгляд, большинство значений в графе «Ответ не указан» таблицы 3 можно расценивать как негативный ответ). В остальных компаниях отдел риск-менеджмента обычно подчинен финансовому директору либо заместителю генерального директора.
Документы, регламентирующие порядок управления рисками, имеют чуть более половины лизингодателей (57%). Процесс обновления и адаптации методик регламентирован в 27% компаний.
Наиболее часто используемым элементом риск-менеджмента на рынке является оценка кредитного риска — о первоочередном внимании к этому показателю заявило 78% респондентов. Чуть меньше компаний оценивают в процессе анализа риск ликвидности (69%) и операционный риск (54%). Оценку процентного и валютного рисков проводят чуть более половины компаний (55 и 53% соответственно), фондового риска — 11% компаний.
В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом не многие лизинговые компании устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).
Внешние оценки риска (например, кредитные рейтинги) использует 43% лизинговых компаний. Регулярно формирует отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности лишь 31% компаний.
Недолго ждали
Перенастройка системы управления рисками в 2008—2009 годах преимущественно состояла в ужесточении требований к лизингополучателям (по региону, отрасли, опыту работы), их финансовому состоянию, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, уровню затрат в случае изъятия имущества и дальнейшей его реализации.
Однако уже в прошлом году повышение конкуренции и снижение доли просроченной задолженности (по оценке «Эксперт РА», около 2,5% портфеля на 1 января 2011 года) обусловило волну либерализации требований к потенциальным клиентам. Прежде всего это выразилось в уменьшении авансов и увеличении объемов безавансовых сделок.
Доля сделок с обязательным условием авансового платежа в кризис достигала 79%, но уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень — около 70% (см. график 4). «Размер аванса — один из инструментов управления риском остаточной стоимости предмета лизинга, так как для лизинговой компании важно, чтобы рыночная стоимость предмета лизинга всегда была выше остатка задолженности лизингополучателя по финансированию. Зачет полученного аванса в первый год также является инструментом снижения рисков на случай, если клиент захочет расторгнуть договор», — комментирует Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Уралсиб»».
В то же время с учетом появившегося опыта в урегулировании проблемных сделок лизингодатели стараются шире применять другие виды обеспечения — в частности, повышать ответственность собственников и связанных с клиентом лиц за платежную дисциплину лизингополучателя. Так, доля сделок с поручительством юридических и физических лиц увеличилась с 16—17% в 2008—2009 годах до 28% в 2010-м.
Триллионный рубеж
Итак, рынок лизинга стремительно растет, опережая самые позитивные прогнозы. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста перестанет оказывать сильное влияние эффект низкой базы, а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.
Тем не менее потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, поэтому лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. «Драйверами роста рынка лизинга в 2011 году должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга)», — считает Дмитрий Зотов, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».
Главное, чтобы был позитивно решен вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В этом случае, по нашим прогнозам, прирост объема новых сделок в 2011 году составит 40—50%, до 1—1,1 трлн рублей. В 2012 году прирост может составить еще 20—30% (если не произойдет отмена ускоренной амортизации). Однако если ускоренная амортизация будет отменена, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в
Пока высокий уровень износа основных фондов в экономике обусловливает доминирование финансовой аренды, но в случае отмены повышающих коэффициентов амортизации спрос резко сместится в сегмент оперативного лизинга. При сохранении текущего регулирования перетекание активности лизингодателей в сегмент оперативного лизинга будет постепенным.
Роман РОМАНОВСКИЙ
Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.