Тысячи лондонских сотрудников Citigroup могут потерять свои рабочие места или стать свидетелями переноса их в Польшу, поскольку крупнейший в мире банк намерен сократить 17 тысяч рабочих мест, а тысячи других перенести в более дешевые страны.
Спустя недели слухов и догадок Citigroup наконец обнародовала радикальный план реструктуризации своих финансовых операций, который поможет ей экономить миллиарды долларов ежегодно.
Хотя банк отказался сообщить, сколько именно из 11,5 тысячи британских служащих будет уволено, но предположительно пострадают и менеджмент компании, и административные работники, так как многие рабочие места из отделов обработки документации переведут в Восточную Европу.
Лондон — это ключевой центр финансовой империи, поскольку здесь находится ее штаб-квартира, объединяющая европейские, ближневосточные и африканские подразделения Citigroup, но он считается самым дорогим городом в мире для ведения бизнеса.
Хотя почти 60% сокращений пройдут за пределами США, тысячи американских рабочих мест из Нью-Йорка планируется перенести в Буффало — город, расположенный в том же штате Нью-Йорк, но ближе к канадской границе. При этом, несмотря на объявленные увольнения, Citigroup продолжит расширять свой штат сотрудников за счет найма персонала в таких странах, как Бразилия, Китай, Россия и Индия.
Сокращения начались после трехмесячной проверки финансовой деятельности банка, проводившейся под руководством главного операционного директора Citigroup Роберта Драскина, назначенного гендиректором банка Чарльзом Принсом специально с целью сокращения издержек.
Citigroup подверглась жестокому давлению со стороны акционеров в связи с тем, что в прошлом году ее расходы росли вдвое быстрее прибыли, которая выросла лишь на 7%, тогда как прибыли банка JP Morgan за тот же период подскочили на 70%. С тех пор как в 2003 году Чарльз Принс занял место Сэнди Уэйла, акции банковской группы в среднем росли со скоростью 3,6% в год. За то же время акции JP Morgan и Bank of America выросли более чем на 30%.
По заявлениям Citigroup, в ходе реструктуризации она потеряет $1,38 млрд, но зато уже в этом году сумеет сэкономить $2,1 млрд. В 2008 году экономия составит $3,7 млрд, а в 2009 году — $4,6 млрд.
Идея сокращения рабочих мест впервые возникла более года тому назад, когда саудовский принц аль-Валид бин Таляль, владелец 4% доли акций в Citigroup, настоял на том, чтобы банк принял «драконовские меры для контроля над расходами».
Пока неизвестно, как воспринял принц аль-Валид новое заявление гендиректора Citigroup, но Принс говорит: «Факт в том, что мы должны заставить наши отделы обработки документации и аналитические центры помочь нам обслуживать наших клиентов как можно лучше. Citigroup станет намного более цельной компанией, более гибкой, быстрой и лучше приспособленной к тому, чтобы воспользоваться глобальными возможностями».
Однако некоторые аналитики разочарованы тем, что объявленные сокращения оказались недостаточно обширными, и отмечают, что до сих пор неясно, каким образом господин Принс намерен стимулировать рост компании. «В том, что было сказано сегодня, нет ничего нового», — сказал Дик Боув, аналитик инвестиционной компании Punk Ziegel & Co. «Как инвестор вы должны надеяться на то, что они все же скорее собираются наращивать обороты прибылей, чем фокусироваться на сокращении издержек. Я думаю, это было ритуальное выступление, организованное лишь для привлечения внимания прессы и удовлетворения инвесторов», — сказал он.
Другие аналитики утверждают, что Принс продал себя Citigrouр на срок от 12 до 24 месяцев, дабы повысить рентабельность ее активов, после чего ему найдут замену. Заняв пост Уэйла, гендиректор банковской группы попытался разорвать все связи компании со своим предшественником, построившим Citigroup благодаря серии дорогостоящих приобретений.
Федеральный резервный банк Нью-Йорка лишь недавно отменил для Citigroup запрет на крупные сделки в области поглощений. Запрет был наложен после серии ошибок топ-менеджмента компании, ставших причиной закрытия всех ее японских подразделений по обслуживанию инвестиций частных лиц и скандала с евробондами, после которого контрольные ведомства Европы начали расследование деятельности Citigroup на рынке гособлигаций.
В этот период компания на короткое время потеряла свое звание крупнейшей банковской корпорации мира, уступив его Bank of America. Неопределенность положения Citigroup привела к неудачной административной перетасовке, в результате которой Салли Кравчек сняли с должности финансового директора.
Чарльз Принс настаивает на том, что у банковской группы есть все условия для быстрого роста. Citigroup много инвестирует для того, чтобы поддержать свои позиции на развивающихся рынках, и недавно сделала предложение о приобретении 100% акций японской инвестиционной компании Nikko Cordial.
Но Крейг Уокер, аналитик из фондовой службы Morningstar, сомневается в том, что Citigroup добьется успеха. «Часто компании начинают реструктуризацию, когда они переживают тяжелые времена, но у Citigroup другая ситуация, — сказал он. — Они недостаточно инвестировали в свой бизнес. Что в конечном счете сокращение издержек сделает для них? Немного. Всего лишь один раз стимулирует рост прибылей. Мне бы хотелось увидеть стремление к сильному увеличению доходов, нежели попытки пополнить бюджет с помощью единовременной прибыли, полученной путем экономии на издержках. Пойдя на слишком резкие сокращения, они рискуют больше потерять, чем сэкономить».
The Daily Telegraph, UK, 2007
Дэвид ЛИТТЕРИК, Чикаго