Трейдеры и инвесторы резко активизировали торги кредитными дефолтными свопами (CDS) на государственный долг США. Нервничать и активно покупать страховку от дефолта их заставляет неспособность администрации президента и конгресса договориться о повышении потолка долга, законодательно установленного на уровне $14,3 трлн.
Объем торгов CDS на долг США вырос до $24 млрд к концу прошлой недели против $22,7 млрд неделей ранее и немногим меньше $12 млрд год назад, сообщила Depository Trust and Clearing Corporation (DTCC), которая собирает данные о торгами CDS в мире. В случае наступления дефолта и расчета по контрактом часть из них будет зачтена относительно друг друга; в результате чистые выплаты составят, по данным DTCC, $4 млрд.
Общий объем торгов CDS на долг США небольшой — особенно в сравнении с рынком казначейских облигаций (около $9,5 трлн). Так, объем CDS на долги Греции, по данным DTCC, — $78 млрд, Италии — $283 млрд. К тому же свопы могут выпускать любые банки на любые долговые инструменты в любом объеме, поэтому зависимость между долговыми проблемами эмитента и совокупным объемом CDS небольшая.
Тем не менее, «скачок активности и возросший интерес инвесторов к CDS на долг США» налицо, отмечает Джордж Конкалвз, начальник отдела стратегического анализа процентных рынков США в Nomura (цитата по Financial Times). Свопы представляют собой рыночную страховку от дефолта эмитента по долгу. 20 мая ее стоимость по годичным свопам подскочила на 22 базисных пункта 50 б. п. Активизация торгов CDS на долг США — следствие ситуации с потолком долга, приводит FT мнение Дэвида Эйдера, стратега CRT Capital. Инвесторов страхуются от того, что конгресс так и не примет решение о повышении уровня долга до августа и США могут пропустить некоторые долговые выплаты, отмечает он.
Предельный уровень госдолга достигнут 15 мая, и министр финансов Тимоти Гайтнер уже несколько раз писал в конгресс с просьбой повысить его, так как, по его словам, в противном случае США через некоторое время потеряют возможность привлекать средства для финансирования госрасходов. «Чем дольше конгресс медлит, тем больше вероятность, что внутренние и международные инвесторы начнут терять веру в нашу способность выполнять свои задачи и обязательства», — говорится в одном из писем. Промедление может повлечь повышение стоимости заимствований и задержки с выделением средств военным, пенсионерам и проч., писал министр: «Дефолт может вызвать финансовый кризис, который будет сильнее, чем тот, после которого мы только начинаем сейчас восстанавливаться».
Но конгрессмены, озабоченные огромными долгами (приближается к 100% ВВП) и бюджетным дефицитом (10,5% ВВП в 2010 г.) спорят об ужесточении бюджетной политики и пока так и не решили повысить потолок долга.
«То, что нынешняя бюджетная политика не может быть продолжена, ясно, но проблема не в потолке долга как таковом, — пишет в статье в FT сегодня Гленн Хаббард, ректор Columbia Business School и бывший председатель комитета экономических советников при президенте Джордже Буше. — Мы с женой не голосуем, платить ли нам по счетам, а обсуждаем, нужно ли нам скорректировать расходы и доходы. Так же нужно действовать и в нашей «национальной» семье».
Михаил ОВЕРЧЕНКО