Руководители ЦБ упрекают российские банки в неадекватности: многие не могут или не хотят ограничивать себя в рисках, вынуждая ужесточать надзор.
Довольно значительный ряд кредитных организаций не в состоянии самостоятельно, без помощи регулятора, ограничить риски, признался руководитель главной инспекции кредитных организаций ЦБ Владимир Сафронов.
Голову на плаху
«Банки, подобно наркоманам, подсели на иглу серых схем и фиктивных капиталов. Складывается вообще странная ситуация, когда ряд полукриминальных банков рухнул и за это до сих пор никто не наказан», — констатирует начальник саратовского теруправления ЦБ Юрий Зеленский. Коллеги по ЦБ его остудили. Лицензии отзываются, но формально мы имеем процесс, который протекает медленнее, чем хотелось бы, говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов. Ряд случаев мошенничества банков на рынке ценных бумаг не отражает картину в банковском секторе в целом, предупреждает Сухов.
Безусловно, в таких ситуациях, как эта и та, что случилась в 2008 г., виноват регулятор — не только в России, но и в мире, поскольку недостаточное внимание уделял рискам, признал директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский,
Двоякая экономика
«Банковский кредит — дефицитный продукт в экономике, и неплохо бы банковскую систему заставлять
Ограничивать рост банковского бизнеса никто не собирается, уверяет Сухов, поскольку именно в это время он становится наиболее инвестиционно привлекательным для вложений со стороны как собственников, так и инвесторов
В мире большая часть инвесторов — консерваторы, заметил председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Им нужна долгосрочная отдача на капитал: лучше 2—3% на долгие годы, чем сначала один раз плюс 30%, а потом минус 50%. То, что доходность уменьшается, даже хорошо — сектор привлечет больше консервативных инвесторов.
Скамейка штрафников
В черный список банкиров, который ведет Банк России, с начала года включено 195 новых фамилий, сообщил Сухов. В списке сейчас 3231 человек. Их ЦБ не хочет видеть ни в лице руководителей банков, ни в лице их акционеров.
Этих людей ЦБ подозревает в причастности или бездействии при доведении банков до банкротства. И направляет материалы в правоохранительные органы. На один случай отказа в возбуждении уголовного дела приходится два случая возбуждения дела, сказал Сухов.
Общие беды
Одна из важнейших задач — это контроль за качеством капитала как страховых организаций, так и многих участников рынка ценных бумаг, рассказал руководитель ФСФР Дмитрий Панкин премьеру Владимиру Путину. Он заявил, что согласованное с Минфином положение о ФСФР внесено в правительство, а при службе для обратной связи будет совет из участников рынка: «Подумаем, один это будет совет или мы разобьем его по темам».
Татьяна ВОРОНОВА, Василий КУДИНОВ