Несмотря на противодействие правительства, страховые выплаты для бизнеса снижены будут. Вчера в Кремле по итогам почти двухчасового обсуждения было утверждено два варианта: снижение ставки для всех до 30%, а для малого производственного и социального бизнеса — до 26% или снижение для среднего бизнеса до 26%, для малого производственного и социального — до 16—20%, а крупный оставить с 34%. Второй вариант является приоритетным, рассказал РБК daily помощник президента Аркадий Дворкович. Но он возможен, только если удастся продумать «удобную схему администрирования». Окончательный выбор сделает президент через две недели.
Для принципиального решения потребовалось личное вмешательство президента и премьера. Оба они появились перед экономическим блоком правительства и Кремля с напряженными лицами. Острота дискуссий последних двух недель проявилась даже в подтрунивании чиновников друг над другом: «Сейчас президент придет, и Дворкович встанет и, как в американском суде делают присяжные, заявит, что у него особое мнение», — шутили министр финансов Алексей Кудрин и первый вице-премьер Игорь Шувалов над сидящим напротив помощником президента. Накануне источник РБК daily, знакомый с ходом обсуждения, сетовал, что Минфин, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития не смогли просчитать выбранные два варианта снижения вплоть до начала вчерашней встречи, а сам кабмин вновь разделился на противников и сторонников снижения налогов.
Как подтвердил источник, посвященный в ход вчерашнего совещания, в первом корпусе Кремля вчера также разгорелась дискуссия. «Противником вновь выступил министр финансов Алексей Кудрин», — рассказал он, отметив, что только взвешенная позиция Медведева и Путина переломила ситуацию. После полуторачасового совещания (перед которым президент и премьер около получаса общались наедине) перед прессой появился Аркадий Дворкович. Румянец на его лице подтвердил: горячие дебаты развернулись даже при первых лицах.
Со слов Дворковича стало ясно, что выбрано два варианта снижения налогового бремени с 2012 года. Первый — сохранение ставки 34% для крупного бизнеса, снижение для среднего до 26%, для малого производственного и социального — до 16—20%. Второй — снижение для всех до 30%, а для малого производственного и социального бизнеса — до 26%. Компенсировать выпадающие доходы бюджета предполагается за счет средств Фонда национального благосостояния и изменения регрессивной шкалы. Зарплаты свыше 512 тыс. руб. будут облагаться по повышенной ставке.
Кремль настаивает на варианте, при котором снизится ставка для всех, кроме крупного бизнеса. «Судьба этого варианта будет зависеть от того, удастся ли найти удобную схему администрирования, при которой для бизнеса подтверждение соответствия критериям более низкой ставки будет необременительно», — пояснил Дворкович РБК daily. На это кабмину дано две недели, по истечении которых Дмитрий Медведев выберет единственный вариант снижения. «В любом случае для подавляющей части бизнеса ставка будет снижена», — подбодрил вчера Дворкович, добавив, правда, что снижение рассчитано лишь на два года.
Бизнес новость воспринял по-разному. «Это, наверное, неплохое решение, меньшее зло для той плохой ситуации, которая возникла. У него есть явный минус — такое решение не стимулирует средний бизнес становиться крупным», — охарактеризовал приоритетный вариант президент «Деловой России» Александр Галушка. Председатель партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева более позитивна: «Это правильное решение. Малый бизнес больше всего подвергается этому давлению», — подчеркнула она РБК daily.
Если сделать большой разрыв между ставками для крупного и малого бизнеса, пойдут процессы реструктуризации, предупреждает глава Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Крупные компании будут дробиться на средние, средние — на малые, только чтобы снизить налогообложение. Снижение должно происходить для всего бизнеса, уверен эксперт. Он считает, что возвращение к прежней схеме было бы лучшим решением.
Малые бизнесмены также ропщут на предложенные варианты. «Черт кроется в деталях. Речь идет о снижении ставок до 16—20% для малого производственного бизнеса. Однако, по разным данным, 80—90% малого бизнеса — это сфера услуг и торговля. На производственный малый бизнес приходится около 10%, на инновационный — вообще доли процентов. Поэтому непонятно, что будет с большей частью малых предприятий», — предупреждает вице-президент «ОПОРА России» Павел Сигал.
Татьяна КОСОБОКОВА, Анастасия ЛИТВИНОВА, Анна РЕЗНИКОВА