Европейский центральный банк категорически возражает против реструктуризации греческих долгов. Германия еще в конце прошлого года начала намекать, что надо бы
Рейтинговые агентства, правда, предупреждают, что любую реструктуризацию, даже по срокам, оценят как дефолт. Это может привести к переоценке стоимости облигаций и стать основанием для проведения расчетов по кредитным дефолтным свопам.
Самым яростным противником переоформления долгов выступает ЕЦБ. Лишь на этой неделе его президент Жан-Клод Трише в самых осторожных и витиеватых выражениях дал понять, что отсрочка может иметь место, но это ни в коем случае дефолтом считаться не будет.
Столь активное сопротивление ЕЦБ многих наводит на мысли, что банк сам боится понести потери в случае реструктуризации греческого (а затем, возможно — и ирландского, и португальского) долга. За прошедший год ЕЦБ купил гособлигации периферийных стран на 75 млрд евро (из них, по оценкам аналитиков, греческих — на 45 млрд евро) и предоставил европейским банкам, в том числе тем, у кого на балансе висят огромные объемы этих бумаг, неограниченные кредиты под залог в том числе этих самых облигаций.
Лондонский аналитический центр «Открытая Европа» недавно опубликовал доклад, в котором оценил сумму под риском ЕЦБ в отношении Испании, Италии, Португалии, Ирландии и Греции в 444 млрд евро. «Вероятность значительных потерь ЕЦБ больше не является призрачным риском», — говорится в докладе. В ЕЦБ оспаривают утверждения и расчеты «Открытой Европы». А член правления банка Лоренцо Бини Смаги заявил на прошлой неделе в интервью Financial Times, что возражения ЕЦБ против реструктуризации греческих долгов даже в виде переноса сроков погашения — «это принципиальная позиция, которая объясняется отнюдь не конфликтом интересов». По словам Смаги, потери ЕЦБ будут небольшими, в основном, они лягут на плечи национальных центральных банков. То есть в конечном итоге, опять-таки, на плечи налогоплательщиков.
Ситуация осложняется тем, что не известно, как именно распределяются риски и ответственность в европейской центробанковой системе.
Похоже, становится все очевиднее, что после банкротства в 2008 г. банковской системы пришел черед центробанков, которые напечатали денег для спасения банков, а теперь вот — и правительств. Недавно я был на встрече с главным экономистом банка Lombard Odier Полом Марсоном, который в прошлом также был экономистом Банка Англии. Он привел в пример Федеральную резервную систему США, собственный капитал которой составляет $50 млрд, а активы превышают его в 50 раз — $2,5 трлн. «Если бы ФРС была коммерческим банком, то уже обанкротилась бы», — сказал Марсон.
Правда, у центробанков есть одно важное преимущество — они могут без ограничений печатать деньги. Но ведь ни один процесс не длится бесконечно.
Михаил ОВЕРЧЕНКО