Журнал «Ф.» решил сравнить темпы роста активов российских банков за последние 3,5 года — с 1 января 2008 года по 1 мая 2011 года. За этот период активы всего банковского сектора выросли примерно на 70%. Активы кредитных организаций, входящих в первую сотню крупнейших, росли быстрее — их объем увеличился на 90%.
Лидеры
Первое место в рэнкинге по темпам роста занял Инвестбанк — детище владельца «Конверс Груп» Владимира Антонова. Тринадцатикратный рост его активов явился следствием активности владельцев на рынке M&A. Сам Инвестбанк в своем нынешнем виде возник путем объединения четырех кредитных организаций — ОАО «Воронежпромбанк» (Воронеж), ОАО «Гранкомбанк» (Екатеринбург), ЗАО «Конверсбанк» (Москва) и АКБ «Инвестбанк» (Калининград). При этом в качестве базового банка был выбран не московский Конверсбанк, а сравнительно небольшое калининградское подразделение банковской группы — отсюда и ошеломляющие цифры роста. В 2008 году, в год слияния, активы банка выросли сразу в 6 раз, а потом менеджменту благодаря агрессивной кредитной политике удалось их еще раз удвоить. При этом вплоть до весны нынешнего года важной основой бизнеса банка оставались связи со структурами ее основного владельца — «Конверс Груп». Но одновременно банк активно шел в регионы.
Следом идет Национальный клиринговый центр — небанковская кредитная организация, клиринговый дом группы ММВБ. Его рост мало связан с каким бы то ни было бизнесом, а причина роста — развитие клиринговой инфраструктуры ведущей российской биржи. За прошедшие 3 года акционер НКЦ — ЗАО ММВБ — увеличил капитал кредитной организации в 6 раз с 0,7 до 4,4 млрд рублей. А вмеcте с капиталом выросли и активы.
Почти с такой же скоростью росли активы банка «Международный финансовый клуб», но по другим причинам. Это, пожалуй, единственный случай «эволюционного» роста в группе лидеров, когда стратегический инвестор покупает небольшой и дешевый банк (то есть фактически банковскую лицензию) и на его базе создает нечто принципиально новое, вкладывая свои деньги. Михаил Прохоров купил никому не известный АПР-банк, который на начало 2008 года находился в третьей сотне по размерам активов. Инвестиции, вложенные Прохоровым и его компаньонами, позволили кредитной организации скакнуть в рэнкинге по активам сразу на 164 места.
Незаметные герои
На четвертом месте по скорости роста — кредитная организация, очень редко попадающая в новости: Внешнеэкономический промышленный банк (Внешпромбанк). Его активы выросли вшестеро. Банк скромный, незаметный, занимается преимущественно банковским сопровождением международных экспортно-импортных операций торговых предприятий. Основными источниками фондирования выступают средства юридических лиц. О нем бы никто и не вспоминал, если бы не его акционеры. Среди совладельцев банка — сын вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова Николай Чилингаров и брат бывшего министра здравоохранения Михаила Зурабова, бывший руководитель «Аэрофлота» и банков «Менатеп» и «Русский стандарт» Александр Зурабов. Одно время в банке работал сын вице-премьера Александра Жукова Петр Жуков. В апреле агентство Standard & Poors повысило долгосрочный рейтинг Внешпромбанка с «В-» до «В», и при этом среди называемых агентством причин была и такая: «Личные связи акционеров во многом способствуют приросту клиентской базы». Видимо, у банка вполне благоприятные условия для сопровождения внешнеторговых сделок, хотя в последние годы банк начал создавать филиальную сеть в регионах.
Наконец, на 5-м месте в еще меньшей степени пользующийся вниманием прессы и находящийся в конце первой сотни рэнкинга по активам Нота-банк. По имеющимся сведениям, это кэптивный банк корпорации «Сиа интернейшнл», одного из крупнейших в России фармдистрибьюторов. По собственным оценкам компании, она контролирует около четверти всего рынка лекарств в России, ее годовой оборот составляет порядка 100 млрд рублей. Кроме того, «Сиа интернейшнл» является крупнейшим акционером аптечной сети «36,6». Хорошая база для развития банка. Акционер развивает банк как с помощью инвестиций, так и с помощью субординированных кредитов.
Секреты роста
Если
Ранее «Ф.» отмечал, что в нынешнем году развитие розницы позволяет банкам достичь более высоких показателей рентабельности. Однако в среднесрочной ретроспективе акцент на юрлиц позволял расти быстрее. Впрочем, во второй десятке рэнкинга мы можем найти банки, чей быстрый рост в значительной степени объясняется успешным привлечением средств населения на депозиты. Это Совкомбанк (11-е место, прирост активов 255%), Северный морской путь (12-е место, прирост 249%). Очевидно, что сюда же можно добавить и ВТБ24.
Как это часто бывает, более мелкие банки растут в среднем медленнее, чем крупные. Среди банков, входящих в топ-20 по темпам роста, большинство не входит в ТОП-20 по величине активов. Сбербанк по темпам развития занимает 53-е место, и его скорость роста отстает от средних темпов по топ-100. ВТБ — на 37-м месте. Однако есть и исключения: на 17-м месте находится ВТБ24 — розничная дочка ВТБ; на 15-м месте — «железнодорожный» Транскредитбанк, также с недавнего времени входящий в группу ВТБ. Наконец, на 7-м месте — знаменитый банк «Россия», о политических связях которого широко известно.
Таким образом, максимальные темпы роста не могут быть достигнуты только за счет честной конкуренции на открытом рынке. Без хорошего менеджмента не обойтись, но к нему обязательно надо добавить либо политические связи, либо кэптивную составляющую, либо инвестора, чьи возможности и масштабы превосходят масштабы самого банка. А лучше все эти факторы сразу. «Вывод, который можно сделать на основе данного рэнкинга, — что для быстрой мобилизации денежных средств за спиной российского банка должен стоять влиятельный бенефициар, имеющий собственную стратегию привлечения средств, — отмечает заместитель директора департамента банковского аудита компании ФБК Роман Кенигсберг. — Рейтинг по темпам роста активов — это пока в большей степени состязание личностей, а не бизнес-моделей».
Жуйте и глотайте
Высокие темпы обеспечиваются за счет политики поглощений. «Рэнкинг подтверждает, что наиболее успешные стратегии роста объемных показателей связаны со слияниями и поглощениями (это и «Восточный экспресс», и АБ «Россия», и Азиатско-Тихоокеанский банк, и многие другие лидеры рейтинга)», — считает Роман Кенигсберг из ФБК.
Действительно, знаменитый «поглотитель» Инвестбанк — на 1-м месте. На 5-м месте рэнкинга — банк «Восточный экспресс», контролируемый известным мастером банковских поглощений Игорем Кимом. Только в 2010 году он приобрел несколько розничных/региональных игроков (Кама-банк, Ростпромстройбанк, Городской ипотечный банк и Сантандер Консьюмер банк). Впрочем, тот же Транскредитбанк не только обслуживал РЖД, но и активно занимался консолидацией дочерних банков (банк «Юго-Восток», Супер-банк, Читапромстройбанк, Метракомбанк), в результате чего его активы утроились. В свою очередь банк «Россия» присоединил Газэнергопромбанк. «Для достижения высоких темпов роста валюты баланса банки зачастую прибегают к M&A сделкам, — отмечает Юлия Сафарбакова из «Траста». — В зависимости от целей развития банков агрессивная стратегия роста позволяет реализовывать намеченные планы за относительно короткий срок при получении синергетического эффекта. Так, покупка ближайших конкурентов позволяет банкам укрепить рыночные позиции за счет расширения базы клиентов и/или географии присутствия. Зачастую объектами покупки становятся небольшие по размеру активов региональные банки с наличием филиальной сети». По словам эксперта, стратегия агрессивного роста особенно актуальна для крупных и средних по объему активов банков, поскольку им сложнее обеспечивать быстрые темпы роста
Секреты падения
Замыкают рэнкинг Коммерцбанк (Евразия), уменьшивший активы на 37,5%, и «Русский стандарт», потерявший четверть от былых масштабов. Впрочем, было бы удивительно, если бы в рэнкинге не нашлось жертв кризиса. В 2009 году активы Коммерцбанка — дочки одноименного немецкого банка — упали более чем на 60% и с тех пор не восстановились. «Русский стандарт» покинул облюбованную еще десять лет назад нишу — кредитование в местах продаж. Его активы только в 2009 году снизились в полтора раза. «Уменьшение активов банка «Русский стандарт» (БРС) мы связываем с ухудшением операционной среды, — утверждает Юлия Сафарбакова. — Банк ориентирован на кредитование частных клиентов преимущественно посредством предложения высокорискованных продуктов (банковские карты и pos-кредиты). В то же время до кризиса высокую долю фондирования занимал публичный долг (выпущенные ценные бумаги). Поэтому, по мере активизации кризисных явлений, банк сконцентрировался на снижении объема проблемных кредитов (в том числе благодаря жесткому отбору заемщиков) и осуществлению выплат по заемным средствам за счет внутренних источников. Это обусловило существенное сокращение кредитного портфеля и активов и отставание объемов бизнеса от докризисных масштабов. Впрочем, на наш взгляд, банку вполне по силам в 2011 году как продемонстрировать опережающие рынок темпы роста кредитного портфеля, так и восстановить показатели прибыльности».
Из этого можно сделать вывод, что и быстрый рост, и быстрое падение, как правило, происходят в банковской сфере в результате одноразовых событий: слияний, инвестиций стратегических инвесторов или попадания в экономический коллапс. Приятных неожиданностей («много работали, и все удесятерилось») почти нет. Для этого, очевидно, российский рынок еще слишком молод.
Константин ФРУМКИН
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.