Новый глава петербургской полиции Михаил Суходольский продолжает осматривать свои владения. На совещании оперативных подразделений шеф полиции расспросил подчиненных, какие преступления чаще всего совершают в Петербурге. Оказалось, Петербург — город налетчиков и разбойников, вроде Одессы из книжек. Причем чаще всего преступники грабят ломбарды, ювелирные магазины и небольшие банки. Это довольно просто, потому что из года в год пострадавшие хозяева совершают одни и те же ошибки.
Вас снимает скрытая камера
Опытный налетчик знает: хозяева ломбардов и мелких банков — люди жадные и мелочные. Их волнует не возможное нападение разбойников, а чтобы кассирша карандаш не стащила. Поэтому банкиры и ювелиры ставят совсем не ту систему видеонаблюдения, какую надо. Типичные кадры ограбления ювелирного магазина: хорошо видно испуганное лицо продавца. И затылок грабителя.
«Сколько работаю, люди всегда пытаются сэкономить. А давайте, мол, поменьше камер! А давайте здесь одну, зачем здесь две! — жалуется Евгений Паршин, начальник отдела монтажа фирмы «Системы безопасности», — А правильно надо так: приходит специалист, изучает входы и выходы. Они должны контролироваться. Хорошая камера на центральном входе — чтобы распознавала лица и предметы. Камеры по периметру. В идеале должна просматриваться полностью улица, припаркованные машины, тротуар вдоль фасада здания».
Но хозяева хотят, чтоб подешевле. Поэтому вместо хорошей цифровой камеры (распознает черты лица за 50 метров) ставят плохонькую аналоговую (за 20 метров уже не видно номера автомобиля). Да и ставят кое-как, криво и косо. «В поле зрения одной камеры должна обязательно попадать другая камера! — говорит Евгений Паршин. — Я знаю много объектов, где стоят по 60 камер, но там можно пройти и снять их по одной, не попадая в объектив».
Конечно, иногда никакая камера не поможет. Достаточно вспомнить гениальное ограбление «Промсвязьбанка» в Приморском районе Петербурга, когда преступники проникли внутрь через крышу.
«Раньше, еще до Перестройки, в сберкассах устанавливали такую специальную сетку, — рассказывает Евгений Паршин. — При повреждении стены или крыши нарушался контакт и срабатывала сигнализация. Ну, и вибродатчики. Все отделения сберкасс в жилых домах были оборудованы такими устройствами. Бывало, на втором этаже в квартире прыгают дети, а на первом этаже в сберкассе срабатывает сигнализация».
Извините, это ограбление
Итак, налетчики в масках ворвались в помещение. Сотрудник банка или ломбарда слышит сакраментальный крик «всем на пол» и, осторожно падая, нажимает тревожную кнопку. Она, кстати, вовсе не большая и красная, а наоборот маленькая и неброская.
Сигнал поступает на пульт охранному предприятию. «Одна из основных проблем — в доставке сигнала, — рассказывает Андрей Григорьев, председатель совета директоров компании «Securicop» и эксперт комитета по безопасности Госдумы. — Большинство используют не профессиональные станции на выделенной частоте, а обычный GSM коммуникатор. Еще хуже, когда сообщения идет через смс. Сами понимаете, есть вероятность, что смс не дойдет никогда».
Но вот сообщение пришло, и ГБР (группа быстрого реагирования) села в машину и поехала спасать банк. ГБР, конечно, движется быстро, но не быстрей пробок. «Время прибытия тревожной группы к объекту — от одной минуты до бесконечности, — честно признается Андрей Григорьев. — Пока пробки не кончатся! У меня приятель раз ехал от площади Восстания до юго-запада 7 часов. Реалии нашего города таковы, что ни милиция, ни частники не могут гарантировать время прибытия».
Представим, что преступники очень медленные или глупые. Вежливо кладут продавцов на пол, плавно кидают деньги в мешок, постоянно устраивают перекуры. В общем, дожидаются прибытия ГБРбойцов. Даже тогда им бояться нечего: бойцы стрелять не будет.
«Категорически считаю, что не дело человека лезть на автомат, — рассказывает Андрей Григорьев. — Его задача приехать, увидеть, сообщить в милицию и вызвать подкрепление. Невозможно двум людям со служебным оружием, как бы они ни были подготовлены и защищены, остановить налетчиков с автоматом. Мои ребята носят бронежилет по пятому классу, который держит выстрел из «калашникова», но это не повод лезть под пули».
Если банк попытался «взять» одинокий джентльмен удачи, тревожная группа с ним, конечно, справится. А если дело серезное, бойцы вызывают силы поддержки. Это даже не омон: в ГУ МВД есть специальные отряды снайперов.
Так что ограбить банк в Петербурге проще простого. Но мы раскрыли далеко не все охранные секреты, так что не советуем пробовать.
Евгений БАБУШКИН