Угрозу мировых рейтинговых агентств изменить рейтинг США следует расценивать как предупреждение политикам, которые должны внести существенные коррективы в экономический курс, считает главный экономист Goldman Sachs Ян ХАТЦИУС. В интервью Handelsblatt он объяснил, почему затормозился подъем мировой экономики в целом.
—
— Есть причины, которые легко объяснимы и вполне прозрачны. К ним можно отнести, скажем, катастрофу в Японии и шоковый скачок цен на нефть ввиду беспорядков на Ближнем Востоке. Однако надо признать, что, судя по всему, последствия оказались не такими и более серьезными, чем то, что можно было себе представить.
— И как вы это объясняете?
— По нашим прикидкам, повышение цены на бензин в США должно было бы привести к замедлению экономического роста во втором квартале примерно на 0,5%. В то же время согласно некоторым индикаторам цифра эта может достигнуть даже 0,75%. Похоже, что сегодня цены на бензин воздействуют на экономику США сильнее, чем прежде. Одна из вероятных причин — запас денежных средств населения стал меньше, чем раньше, и компенсировать рост цены на бензин за счет увеличения нормы сбережения, причем сохраняя привычный уровень потребления, так просто уже не удается. По той же причине упала и надежность прогнозов.
— Существует мнение, что следует ожидать снижения давления цены на нефть на экономическую конъюнктуру. Вы согласны с этим?
— Мы предполагаем, что летом цены на бензин в США упадут примерно на 10%. Хотя они все равно будут выше, чем в начале года, но их негативное воздействие на конъюнктуру все-таки снизится. Впрочем, по нашим расчетам, стоимость барреля нефти сорта Brent поднимется в конце будущего года до 140 долл.
— Таким образом, на долгосрочный эффект использования США стратегических запасов нефти вы не рассчитываете?
— Причина дороговизны нефти в том, что ситуация с ее предложением остается напряженной. Мы исходим из того, что мировой спрос на нефть и в дальнейшем будет продолжать расти быстрее, чем объемы ее добычи. Так что в среднесрочной перспективе это будет способствовать росту цены на нефть. В итоге мы получаем падение реальных доходов населения в странах типа США, где энергию расходуют не так экономно, как в Европе, и где поэтому рост цен ощущается более болезненно.
— Некоторые экономисты полагают, что для США большие риски исходят от рынка ипотеки. Не удивляет ли вас новое падение цен на жилую недвижимость?
— В общем-то нет. Пока все выглядит именно так, как мы и предполагали ранее, прогнозируя, что цены снизятся в нынешнем году на 5%. Кроме того, надо внимательно следить за структурой этого процесса. Падение цен характерно для вынужденных продаж недвижимости, а в остальных случаях они относительно стабильны.
— Считаете ли вы возможным, что в ближайшие полтора года США переживут новую экономическую рецессию?
— Исключать этого я не могу, но и весьма вероятным не считаю. Мы рассчитываем на усиление экономического роста во втором полугодии примерно до 3,25%. Однако реалии таковы, что после кризиса экономика по-прежнему уязвима к внешним потрясениям. А возможностей вмешиваться в происходящее у правительства сегодня меньше, чем в докризисные времена.
— Что же так связывает властям руки?
— Учетная ставка уже находится почти около нуля, а дефицит бюджета приблизился к 11% от ВВП. Тут
— Следует ли ожидать от ФРС США новой программы по покупке гособлигаций?
— Полагаю, что этого можно ждать лишь в том случае, если американская экономика окажется на грани рецессии или даже тогда, когда этот спад уже начнется.
— А что правительство США могло бы предпринять?
— На наш взгляд, для начала поднять верхнюю планку размеров государственного долга. Иначе не избежать серьезных последствий. Но даже с учетом этого шага ему до конца года необходимо принять решение о продлении налоговых льгот и пособий по безработице. Иначе экономический рост в стране затормозится.
— Но хромает ведь не только Америка. Свои проблемы и у Азии. Как все это сказывается на мировой конъюнктуре?
— Действительно,
— Можно ли рассматривать США в качестве ненадежного должника?
— Пока США имеют самые высокие рейтинговые оценки. Однако свой прогноз агентства S&P, Moodys и Fitch поменяли на негативный, так как сомневаются в наличии в США политической воли для осуществления мер экономии. Если брать объективные показатели типа госдолга в размере почти 92% от ВВП или бюджетный дефицит в размере почти 11%, то рейтинговые оценки должны были бы быть, конечно, хуже. По мнению аналитиков Societe Generale и ING, исходя из таких показателей США следовало бы поставить на одну ступеньку с Италией.
— Почему же США до сих пор не понижен рейтинг?
— Они проводят гибкую процентную и денежную политику и для обслуживания долларовых долгов могут печатать все новые доллары. Вклад США как крупнейшей экономики мира в глобальный ВВП составляет почти 25%. Экономика США конкурентоспособна и универсальна. Кроме того, сейчас при инфляции в 3% и доходности госбондов со сроком менее десяти лет ниже 3% правительство в реальности никаких процентов не платит.
— Когда же США лишатся своего рейтинга ААА?
— А вот это уже «вопрос на триллион долларов», как говорит Киаран ОХаган из Societe Generale. Шаг рейтинговых агентств многие аналитики расценивают как предупреждение политикам, которые должны изменить экономический курс. Кстати, президент США Барак Обама уже объявил о бюджетных сокращениях и повышении налогов. Согласно прогнозу S&P, вероятность того, что через два года рейтинг США будет понижен, составляет около 33%.
— Почему практически никакого давления не испытывают гособлигации США?
— Предупреждения рейтинговых агентств хотя и напоминают общественному сознанию о гигантских долгах США, однако для работающих с гособлигациями профессиональных инвесторов «никакой новой информации они не несут», считает Уильям О`Доннел из Royal Bank of Scotland.
— Грозят ли американским госбондам значительные риски в длительной перспективе?
— Да, если проблемы экономики страны решаться не будут и рейтинговые агентства действительно понизят США свои оценки. Тогда американские госбумаги окончательно перестанут быть для всех в мире «тихой гаванью». «Если США не окажутся в перспективе в состоянии обуздать свой госдолг, то им грозит потеря доверия инвесторов», — прогнозирует Томас Майснер из DZ Bank. По мнению аналитика, опасность эта объясняется прежде всего тем, что почти половина долгов США — долги зарубежным инвесторам, а иностранцы теряют терпение быстрее, чем инвесторы отечественные.
— Какие перспективы существуют у доллара?
— В том случае, если США все-таки не смогут сократить свой долг и рейтинг их будет действительно понижен, то доллару грозит потеря статуса главной мировой резервной валюты. Это приведет к резкому падению биржевых курсов. В ближайшее же время доллар может ощутить легкое давление, если ФРС США удержит учетную ставку ввиду кризиса на низком уровне дольше, чем это ожидается. До сих пор доллар проблем практически не испытывал, даже на какое-то время усиливался. Это объясняется прежде всего тем, что в ходе кризисов многие американские инвесторы продавали свои доли в иностранной валюте, что укрепляло доллар.
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО