С 1 июня туроператоры для продолжения работы должны будут оформить страховой полис или получить банковскую гарантию. Эксперты оценивают, что петербургские банкиры и страховщики получат от новых клиентов до 120 млн руб. Большая часть из них достанется страховым компаниям, уверены эксперты и участники туристического рынка.
С конца марта Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) начало прием заявок от компаний, которые хотят быть туроператорами. Участники рынка и эксперты уверены, что большинство туркомпаний смогут заручиться гарантиями. Гендиректор одного из лидеров российского рынка въездного туризма — «Академсервиса» — Леонид Исакович считает, что это могут себе позволить абсолютное большинство работающих туроператоров. «Сама по себе фингарантия не является барьером», — соглашается коммерческий директор турфирмы «Вест-тревел» Сергей Хохлов. Средняя ставка страховой компании — около 2,4%. От 5 млн руб. получается не такая большая сумма, вполне реальная для работающих компаний, считает он.
В группу риска попадают совсем небольшие операторы (около 500 туристов в год), рассуждает исполнительный директор франчайзинговой туристической сети «Мир без границ» Дмитрий Мачихин. «Чтобы выжить, им следует присоединяться к туристическим агентствам; при этом они получают выгодные условия работы — например, повышенные комиссионные, готовые договоры с операторами», — рассуждает он.
Страховщики считают туроператоров выгодными партнерами. Замгендиректора по маркетингу СК «Русский мир» Евгений Гуревич оценивает средний размер страховой премии примерно в 75 000 руб. Сейчас его страховая компания уже заключила несколько десятков договоров с туроператорами. Страховой тариф составляет 1—2,5% от суммы ответственности. Уровень убыточности этого вида страхования оценить пока нельзя, говорит Гуревич, поскольку он новый и статистики по выплатам еще нет.
А гендиректор СК «Медэкспресс» Наталья Шумилова считает, что этот вид страхования станет прибыльным
Топ-менеджер петербургского банка отмечает, что банкиры, заплатив по гарантии, предъявят туроператорам требования на эту сумму. Тарифы по гарантиям в зависимости от размера компании составляют 2—5%, говорит он. А страховые компании будут оплачивать их из своего бюджета.
Большинство туркомпаний действительно предпочли страховщиков. Исакович из «Академсервиса» оценивает, что около 80% петербургских турфирм обратятся именно к страховым компаниям. «Большинство петербургских компаний работают на въезд и на выезд. Они постоянно общаются со страховыми компаниями. При налаженных контактах получить гарантии легче», — аргументирует он.
То есть если фингарантия для обратившихся в банк будет стоить 20 000—250 000 руб., а для клиентов страховых компаний — 10 000—125 000 руб., банкиры заработают на новых клиентах 4—40 млн руб., а страховщики — 6,4—80 млн руб.
Большинство участников рынка подтверждают его слова. Хохлов рассказал, что его компания рассматривала вариант заключения договора со Сбербанком, однако
ЭСТОНИЯ ПРИКРЫВАЕТСЯ
В отличие от Москвы, в Петербурге можно получить туристическую визу в Эстонию, заявили в консульстве этой страны в Петербурге. Сотрудники консульства утверждают, что перед праздниками работали в нормальном режиме. Однако представитель компании «Викинг» говорит, что ей было отказано в 20 визах, в фирме «Аркада» отказали группе из нескольких десятков человек. В турфирме «Балтик-Экспресс» сообщили, что Эстония не открывает визы российским гражданам, особенно молодежи. А по словам менеджера компании «Континент», половина получивших визы сами отказались посетить Таллин.
По данным РСТ, в Петербурге работает около 800 туроператоров. По оценкам экспертов, из них 20% — это крупные операторы, которые обслуживают 80% петербуржцев, тогда как остальные 80% — это небольшие компании.
С 1 января 2007 г. было отменено лицензирование туроператоров. Взамен него с 1 июня вступит в силу новый федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ», согласно которому каждый туроператор должен оформить страховой полис или получить банковскую гарантию. За счет этого туристы при непредвиденных обстоятельствах получат компенсации. Компании, работающие на рынке внутреннего туризма, должны представить финансовые гарантии в размере 1 млн руб., в сфере выездного — 10 млн руб. (в первый год действия новых изменений в законе — 5 млн руб.).
Юлия ПУХОВА, Глеб КРАМПЕЦ, Анна АХМЕДОВА