В конце июня Счетная палата утвердила итоги проверки судостроительных предприятий бывшего сенатора Сергея Пугачева — Балтийского завода и «Северной верфи» (копия отчета есть у «Ведомостей»). Акции обоих предприятий (88,3 и 75,8% соответственно) — в залоге у Центробанка, который с осени прошлого года пытается через суд взыскать их и продать.
Год назад БДО по заказу ОПК Пугачева оценивала стоимость заложенного пакета «Северной верфи» в 64,6 млрд руб., а Балтзавода — в 35,4 млн руб. В сентябре по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) такую же работу проделала «Грант Торнтон стоимостное консультирование». Ее выводы таковы: доля в «Северной верфи» стоит 3 млрд руб., в Балтзаводе — 19 млрд руб.
Но с тех пор активы могли существенно подешеветь. Обязательства «Северной верфи» на 31 марта составила 54,6 млрд руб., Балтийского завода — 10,8 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. При этом выручка «Северной верфи» за 2010 г., по данным СПАРК, составила 10,3 млрд руб., а чистый убыток — 982,6 млн руб. Балтзавод в прошлом году выручил всего 1,2 млрд руб., заработав при этом 273 000 руб. чистой прибыли (данные СПАРК).
Цифры «вызывают опасения», констатирует управляющий директор Газпромбанка Марина Алексеенкова. По ее подсчетам, на конец 2010 г. отношение долга к EBITDA у «Северной верфи» составляло 24, у Балтзавода — 7,3. Норма для машиностроителей — отношение в пределах 2—2,5, отмечает она.
При этом у обоих предприятий есть просроченная задолженность: на конец 2010 г. у «Северной верфи» — на 6,9 млн руб., у Балтзавода на 31 марта — 317,9 млн руб., говорится в отчете Счетной палаты. Кредиторы имеют право требовать банкротства обоих предприятий, опасаются аудиторы ведомства. Правда, по данным Счетной палаты, пока кредиторы не требуют этого.
Член правления одного из крупнейших кредиторов «Северной верфи» — Альфа-банка (6,7 млрд руб.) Максим Першин говорит, что завод не допускает просрочек, так что банк не собирается требовать досрочного возврата средств.
Главным претендентом на покупку обеих верфей считается государственная ОСК. Она начала переговоры о покупке заводов еще до банкротства Межпромбанка, а уже в этом году получила соответствующие разрешения от ФАС. Но в среду «Интерфакс» со ссылкой на начальника департамента госкомпании Григория Меньших передал, что ОСК может отказаться от покупки Балтзавода. Через 2—3 года он может стать полностью неликвидным активом: «Рабочим не выплачивается зарплата, у завода нет заказов». Интерес к «Северной верфи» у ОСК сохраняется, отметил Меньших. Но, по данным госкомпании, часть перечисленных средств по военным заказам была выведена, добавил он.
В случае банкротства стоимость акций компании будет скорее всего нулевой, что означает прямой ущерб государству в лице ЦБ, негодует заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. Возможно, происходит вывод активов, предполагает он. Государству надо принять меры, чтобы акции заводов можно было реализовывать в ближайшее время, говорит Мирошников.
Впрочем, государство не проявляет особого интереса к происходящему на верфях, констатирует Счетная палата. В обоих предприятиях у правительства есть «золотая акция». Но, например, представители государства не посетили ни одного из 22 состоявшихся в прошлом году заседаний советов директоров и лишь пять раз представили письменные мнения, говорится в отчете. А «внучка» госкорпорации «Росатом» — «Росэнергоатом» пытается расплатиться с Балтзаводом векселями Межпромбанка на 1,49 млрд руб., пишет Счетная палата. Такова стоимость бумаг по номиналу, уточняет представитель концерна Алексей Сяганов. «Росэнергоатом» заказал предприятию строительство плавучей атомной теплоэлектростанции. В договоре указано, что оплата может производиться векселями Межпромбанка, отмечает Сяганов. Векселя почти на 1,5 млрд руб. концерн получил в счет оплаты за поставку энергии на оптовом рынке. Когда же стало ясно, что
Балтзавод же выражает несогласие с действиями «Росэнергоатома», «явно направленными на причинение ущерба ОАО «Балтийский завод», и принимает необходимые меры для защиты своих прав и законных интересов», говорится в отчете. Предприятие подало иск к нотариусу «об оспаривании» его действий, а также к самому «Росэнергоатому» о признании недействительным пункта договора о возможности оплаты работ векселями Межпромбанка, сказал Сяганов.
Причины финансового состояния — нестабильность оплаты заказчиками, что, к сожалению, характерно для судостроения, говорит гендиректор Балтзавода и «Северной верфи» Андрей Фомичев. Но банкротство предприятий невозможно: в мае были подписаны заказы от Минобороны на строительство корветов на сумму более 100 млрд руб. Банкротов с таким заказом не бывает, считает Фомичев.
Игра в проценты
Межпромбанк остался должен «Северной верфи» 4,1 млрд руб., Балтзаводу — 1,9 млрд руб. Банк кредитовал предприятия, но деньги часто никуда не уходили. Так, «Северная верфь» в августе заняла на год 1,5 млрд руб. под 18% годовых, а в декабре такую же сумму предприятие разместило на годичном депозите в «Межпромбанк плюс», но всего под 14% годовых. В апреле 2010 г. депозит был закрыт, кредит погашен, говорится в отчете Счетной палаты.
Анастасия ГЕРАСИМОВА